Кристьян Р., Куинн Л., Эндрий К., Поуп Э. Какова действительность измерения социальных программ: результаты исследования [The Reality of Measuring Human Service Programs: Results of a Survey, Rachel Christian, Laura S. Quinn, Kyle Andrei and Elizabeth Pope]. Idealware, January 2014
Отчёт представляет собой результаты исследования, которое провела американская организация, специализирующаяся на помощи некоммерческим организациям в освоении и применении программного обеспечения для улучшения эффективности своей деятельности.
Исследователи озадачились вопросом, а какова реальная практика социальных измерений? Исследование не претендует на строгую научность, но даёт интересную картину практики измерений в одной из самых передовых стран мира. Исследование проводилось методом опроса по электронной почте. При этом использовался список рассылки самой организации, специальных усилий по формированию выборки не предпринималось. В дополнении к этому были проведены 3 интервью. Опросный инструмент содержится в отчёте.
Авторы предлагают принять к рассмотрению 5 уровней отслеживания организацией своей деятельности:
- Активность организации (что делается).
- Участие, клиенты (насколько это привлекательно).
- Удовлетворённость услугами непосредственно после их получения или успех мероприятия (оценка события).
- Удовлетворённость через некоторое время после участия (получения услуги) или изменение деятельности участников (оценка влияния события).
- Отложенный социальный эффект, вызванный проектом (влияние на сообщество).
На уровнях 1 и 2 осуществляется измерение непосредственных результатов деятельности. Уровни 2-5 относятся к измерениям социальных результатов.
Первый уровень – самый простой, он не требует применения сложных измерительных инструментов. Сложность растёт по мере продвижения к пятому уровню.
Как следует из представленных результатов исследования, примерно 80% организаций ведут измерения на первом уровне. К пятому уровню доля снижается до 10%, теряя примерно по 20% при переходе к каждому следующему уровню. Более 70% организаций указали, что измерения помогают им улучшить свою деятельность. Но только 45% считают, что измерения дают им понимание того, как работает программа. 42% согласны с тем, что измерения дают им достаточно точное представление о социальном эффекте деятельности.
Авторы исследования не делают определённых выводов, но рекомендуют каждой организации выстраивать систему измерений, начав с первого уровня и постепенно продвигаясь к последующим. Только если вы хорошо справились с предыдущим уровнем, можно ожидать, что и на следующем ваши измерения будут полезны. Первые три уровня вполне по силам для всех организаций. Данные нужно накапливать в течение нескольких лет. Если вы не наладили хороший учёт и анализ ваших операций (уровни 1-3), то вы не сможете наладить эффективные измерения отдалённых, отложенных результатов.