Кристьян Р., Куинн Л., Эндрий К., Поуп Э. Какова действительность измерения социальных программ: результаты исследования [The Reality of Measuring Human Service Programs: Results of a Survey, Rachel Christian, Laura S. Quinn, Kyle Andrei and Elizabeth Pope]. Idealware, January 2014

Отчёт представляет собой результаты исследования, которое провела американская организация, специализирующаяся на помощи некоммерческим организациям в освоении и применении программного обеспечения для улучшения эффективности своей деятельности.

Исследователи озадачились вопросом, а какова реальная практика социальных измерений? Исследование не претендует на строгую научность, но даёт интересную картину практики измерений в одной из самых передовых стран мира. Исследование проводилось методом опроса по электронной почте. При этом использовался список рассылки самой организации, специальных усилий по формированию выборки не предпринималось. В дополнении к этому были проведены 3 интервью. Опросный инструмент содержится в отчёте.

Авторы предлагают принять к рассмотрению 5 уровней отслеживания организацией своей деятельности:

  1. Активность организации (что делается).
  2. Участие, клиенты (насколько это привлекательно).
  3. Удовлетворённость услугами непосредственно после их получения или успех мероприятия (оценка события).
  4. Удовлетворённость через некоторое время после участия (получения услуги) или изменение деятельности участников (оценка влияния события).
  5. Отложенный социальный эффект, вызванный проектом (влияние на сообщество).

На уровнях 1 и 2 осуществляется измерение непосредственных результатов деятельности. Уровни 2-5 относятся к измерениям социальных результатов.

Первый уровень – самый простой, он не требует применения сложных измерительных инструментов. Сложность растёт по мере продвижения к пятому уровню.

Как следует из представленных результатов исследования, примерно 80% организаций ведут измерения на первом уровне. К пятому уровню доля снижается до 10%, теряя примерно по 20% при переходе к каждому следующему уровню. Более 70% организаций указали, что измерения помогают им улучшить свою деятельность. Но только 45% считают, что измерения дают им понимание того, как работает программа. 42% согласны с тем, что измерения дают им достаточно точное представление о социальном эффекте деятельности.

Авторы исследования не делают определённых выводов, но рекомендуют каждой организации выстраивать систему измерений, начав с первого уровня и постепенно продвигаясь к последующим. Только если вы хорошо справились с предыдущим уровнем, можно ожидать, что и на следующем ваши измерения будут полезны. Первые три уровня вполне по силам для всех организаций. Данные нужно накапливать в течение нескольких лет. Если вы не наладили хороший учёт и анализ ваших операций (уровни 1-3), то вы не сможете наладить эффективные измерения отдалённых, отложенных результатов.

Метки: