Брэдах Дж., Гриндл А. Трансформационное масштабирование: как добиться того, чтобы расширялось применение успешного опыта. Девять стратегий распространения успешного опыта для достижения полного охвата. [Transformative Scale: The Future of Growing What Works. Nine Strategies To Deliver Impact At A Scale That Truly Meets Needs. Jeffrey Bradach and Abe Grindle]. The Bridgespan Group, February 2014

В статье рассматриваются вопросы масштабирования результатов деятельности.

Если нам известен какой-либо хорошо работающий метод, подход или технология, как масштабировать (многократно увеличить) получаемый результат? Простейший ответ заключается в том, что, если вы хотите удвоить результат, то нужно вдвое увеличить вашу деятельность — персонал, офис, расходы и т.д. В этом случае мы добиваемся пропорционального увеличения результата. Можно ли достичь непропорционального его увеличения? Можно. Но необходимо изменить стратегию. Т.е. нужно изменить суть воздействия, делать нечто другое. А именно – найти способ так трансформировать всю систему, чтобы интересующая проблема решалась уже не за счёт ваших ресурсов, а за счёт её внутреннего потенциала. Другими словами, стремиться нужно не к тому, чтобы масштабировать сам непосредственный результат, а к тому, чтобы получить результат, эффект или последствия которого приведут к тому же непосредственному результату, но уже многократно увеличенному.

Такой подход к масштабированию результата получил наименование «трансформационное масштабирование» или «масштабирование через трансформацию».

В статье описываются 9 стратегий трансформационного масштабирования. Их перечень не исчерпывающий и ни одна из них не представляют собой нечто новое, но они сформулированы в результате серии экспериментов, проведённых группой энтузиастов в своих организациях. В статье даются более подробные описания этих стратегий, вот их сжатое представление.

Четыре стратегии, применимые в рамках одной организации:

  1. Распространение через существующие сетевые структуры (некоммерческие и коммерческие) организаций и платформы.
  2. Вовлечение и обучение других организаций (включая техническое содействие, консультирование и т.п.).
  3. Разделение процесса на части (каждая из которых либо имеет сильное последействие, либо легко масштабируется, либо высоко экономически эффективна) и реализация пропорционального масштабирования для каждой части в отдельности при том, что суммарный результат будет выше масштабирования исходного процесса в целом.
  4. Использование менее затратных технологий для расширения аудитории, увеличения количества пользователей. Например, занятия в классе для ограниченной группы учеников и непосредственным участием преподавателя можно заменить видеоуроками, доступными через интернет.

Пять стратегий, основанных на изменении поля, в котором осуществляется деятельность, включая изменение взаимодействия между акторами этого поля / пространства:

  1. Укрепление не организации или программы, а всего поля, отрасли, сферы деятельности: расширение и усиление акторов, действующих на том же поле, или взаимодействия между ними.
  2. Внесение изменений в действующие общественные системы, что может дать масштабирование почти при тех же ресурсах. Например, не организация дополнительных внешкольных занятий для школьников, а подходящее изменение школьного курса.
  3. Влияние на политику, внесение изменений в законодательные и нормативные акты, регулирование и процедуры деятельности органов власти.
  4. Применение бизнес-моделей и коммерческих схем подобно тому, как ипотечное кредитование помогает решать жилищную проблему. Или можно помочь становлению бизнеса, снизить его коммерческие риски, что позволит удовлетворить спрос на некоторую критичную услугу или товар.
  5. Изменение общественного мнения, влияние на отношение, поведение и нормы.

В статье также приводятся общие соображения по внедрению стратегий трансформационного масштабирования.

Метки: