Брэдах Дж., Гриндл А. Трансформационное масштабирование: как добиться того, чтобы расширялось применение успешного опыта. Девять стратегий распространения успешного опыта для достижения полного охвата. [Transformative Scale: The Future of Growing What Works. Nine Strategies To Deliver Impact At A Scale That Truly Meets Needs. Jeffrey Bradach and Abe Grindle]. The Bridgespan Group, February 2014
В статье рассматриваются вопросы масштабирования результатов деятельности.
Если нам известен какой-либо хорошо работающий метод, подход или технология, как масштабировать (многократно увеличить) получаемый результат? Простейший ответ заключается в том, что, если вы хотите удвоить результат, то нужно вдвое увеличить вашу деятельность — персонал, офис, расходы и т.д. В этом случае мы добиваемся пропорционального увеличения результата. Можно ли достичь непропорционального его увеличения? Можно. Но необходимо изменить стратегию. Т.е. нужно изменить суть воздействия, делать нечто другое. А именно – найти способ так трансформировать всю систему, чтобы интересующая проблема решалась уже не за счёт ваших ресурсов, а за счёт её внутреннего потенциала. Другими словами, стремиться нужно не к тому, чтобы масштабировать сам непосредственный результат, а к тому, чтобы получить результат, эффект или последствия которого приведут к тому же непосредственному результату, но уже многократно увеличенному.
Такой подход к масштабированию результата получил наименование «трансформационное масштабирование» или «масштабирование через трансформацию».
В статье описываются 9 стратегий трансформационного масштабирования. Их перечень не исчерпывающий и ни одна из них не представляют собой нечто новое, но они сформулированы в результате серии экспериментов, проведённых группой энтузиастов в своих организациях. В статье даются более подробные описания этих стратегий, вот их сжатое представление.
Четыре стратегии, применимые в рамках одной организации:
- Распространение через существующие сетевые структуры (некоммерческие и коммерческие) организаций и платформы.
- Вовлечение и обучение других организаций (включая техническое содействие, консультирование и т.п.).
- Разделение процесса на части (каждая из которых либо имеет сильное последействие, либо легко масштабируется, либо высоко экономически эффективна) и реализация пропорционального масштабирования для каждой части в отдельности при том, что суммарный результат будет выше масштабирования исходного процесса в целом.
- Использование менее затратных технологий для расширения аудитории, увеличения количества пользователей. Например, занятия в классе для ограниченной группы учеников и непосредственным участием преподавателя можно заменить видеоуроками, доступными через интернет.
Пять стратегий, основанных на изменении поля, в котором осуществляется деятельность, включая изменение взаимодействия между акторами этого поля / пространства:
- Укрепление не организации или программы, а всего поля, отрасли, сферы деятельности: расширение и усиление акторов, действующих на том же поле, или взаимодействия между ними.
- Внесение изменений в действующие общественные системы, что может дать масштабирование почти при тех же ресурсах. Например, не организация дополнительных внешкольных занятий для школьников, а подходящее изменение школьного курса.
- Влияние на политику, внесение изменений в законодательные и нормативные акты, регулирование и процедуры деятельности органов власти.
- Применение бизнес-моделей и коммерческих схем подобно тому, как ипотечное кредитование помогает решать жилищную проблему. Или можно помочь становлению бизнеса, снизить его коммерческие риски, что позволит удовлетворить спрос на некоторую критичную услугу или товар.
- Изменение общественного мнения, влияние на отношение, поведение и нормы.
В статье также приводятся общие соображения по внедрению стратегий трансформационного масштабирования.