15 апреля успешно прошла конференция «Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения». Организаторами выступили Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», Архангельский центр социальных технологий «Гарант» и Благотворительный фонд «Созвездие сердец».
По такому формату, когда в центре внимания именно региональные, а не столичные практики, конференция проходит уже во второй раз. Представители НКО, бизнеса, органов власти и СМИ из разных регионов России делились своим опытом и пытались найти оптимальные решения в сфере благотворительности. Конечно, много внимания было уделено тому, как повлиял кризис. Запросов к НКО в современных условиях ожидается больше, тогда как денег объективно становится меньше.
Из опыта прежних кризисов, люди не перестают жертвовать меньше. Более того, в какой-то степени даже больше расположены к жалости и готовности сделать «что-то хорошее», что сразу нашло отражение в появлении множества мошенников.
Спикеры от крупного бизнеса уверяют о незаинтересованности в сокращении своих благотворительных бюджетов — в том числе и по причине того, что сразу появляются сомнения и неудобные вопросы относительно стабильности самой компании (Елена Вишнякова, ОАО «РусГидро»). Тем не менее для всех, в том числе для бизнеса и НКО, актуален аудит своих благотворительных программ (Ирина Меньшенина, Ассоциация фандрайзеров) — четкие приоритеты, акцент на эффективности, поиск способов снижения стоимости программ — например, за счет корпоративного волонтерства.
Представители региональных НКО отмечают, что в этом смысле столичным коллегам есть чему у них поучиться:
«Мы всегда в регионах работаем в ситуации экономии ресурсов. Когда случился кризис, именно наши практики нашли отклик» (Маргарита Семикова, БФ «Созвездие сердец»).
Вполне закономерно, что в современных условиях ограниченных ресурсов все чаще раздаются призывы к партнерству — НКО+НКО, бизнес+НКО, бизнес+бизнес, регион+регион и т.д., к «воспитанию» СМИ (Надежда Брейман).
Учитывая современные условия, ожидается всплеск интереса к социально-ориентированному маркетингу (СОМ) как одной из моделей взаимовыгодного партнерства НКО и бизнеса. По инициативе «Эволюшн энд Филантропи» была организована и проведена специальная секция конференции «Социально-ориентированный маркетинг – выигрышная модель партнерства во время кризиса?».
Сергей Мартыщенко («Эволюшн энд Филантропи») представил обзор зарубежных трендов в области социально-ориентированного маркетинга, а также реализованный кейс стратегических партнеров — Банка «Уралсиб» и БДФ «Виктория». Российский опыт — со всеми нюансами и рисками — был подробно представлен Анастасией Ложкиной (БФ «Арифметика добра»), Маргаритой Семиковой (БФ «Созвездие сердец») и Александра Белоус («Фудмаркет»).
ВСЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ СПИКЕРОВ СЕКЦИИ доступны по ссылке.
Для крупных российских НКО продукты СОМ уже давно не редкость («Линия жизни», Подари жизнь», «Дайнсайд Ап» и другие), в первую очередь это сотрудничество с крупными же международными корпорациями. Но есть возможности для партнерства и менее крупных игроков. В последнее время этому способствует также появление соответствующих платформ — Добрая покупка (совершение пожертвований между делом — просто приобретая товары компаний-участников), платформа-агрегатор фандрайзинговых акций, в том числе маркетинговых «Один за всех и все за одного».
Развитие СОМ в первую очередь ожидается в сферах, условно «не подверженных кризисам» — люди всегда будут есть, болеть, рожать и воспитывать детей, отдыхать. И представленные кейсы — тому подтверждение. Это ритейл (обращаем также внимание на исследование CAF по заказу «Дикси»), сети аптек, торговые центры, производители и продавцы детских товаров. В первую очередь модель СОМ интересна для успешных НКО, деятельность которых социально одобряется, связана с позитивными эмоциями — в первую очередь, помощь детям.
Модель СОМ, как и любая иная форма партнерства НКО и бизнеса, предполагает четкое согласование интересов каждой стороны, учет рисков, корректное юридическое оформление, наличие критериев оценки эффективности. Только в этом случае можно ожидать взаимовыгодного и долгосрочного партнерства.
Пока можно сказать, что для российского бизнеса проекты СОМ все же больше про маркетинг и благотворительность, а для НКО — это чаще единичные фандрайзинговые акции. Как обратила внимание Инна Иванова (ФОМ), просчитать экономический эффект от проектов СОМ бизнесу по плечу, и в этом смысле НКО нужно стараться выстраивать отношения таким образом, чтобы модель была прозрачной, с четко прописанными суммами.
Фотографии: Фейсбук-страница конференции «Благотворительность в провинциальной России»
Наша благодарность всем спикерам и организаторам конференции.
Публикации о секции:
Выигрыш во время кризиса // Портал «Я человек»
Публикации о конференции:
Блиц-интервью с участниками конференции «Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения» // Портал «Я человек»
Благотворительность в регионах: всем ли нужен диалог с властью? // Агентство социальной информации
«Благотворительность в провинциальной России»: федеральные компании стали чаще привлекать НКО в регионах в качестве партнеров // Агентство социальной информации
«Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения»: кризис не остановит развитие благотворительности // Агентство социальной информации
«Надо научиться разговаривать с теми, кто нас ещё не понимает» // Портал «Филантроп»
Благотворительность в провинциальной России: вызовы и решения // Портал «Я человек»
Елена Малицкая: благотворительность и добровольчество – профессиональные вещи // Портал «Я человек»
Региональная благотворительность: общаться, вовлекать СМИ, бизнес и общество // Портал «Я человек»
Ролик об итогах конференции