Корпоративная социальная ответственность: на передовой мировых стандартов и практик

Слайд1

Под таким названием 21-го апреля прошла конференция, организованная информационно-аналитическим журналом «Бизнес и общество» и центром развития филантропии «Сопричастность» при поддержке Фонда Горчакова и нашего стратегического партнера — «Финансовой корпорации «УРАЛСИБ».

Как отметил в своем выступлении, Сергей Мартыщенко, «Социальная ответственность бизнеса — это уже не опция, это необходимость. Ключевой вопрос для компаний — как они создают реальное и значительное социальное воздействие».

Сергей представил участникам конференции одну из передовых на сегодняшний день концепций «Создавая общую ценность» (Сreating Shared Value — далее «CSV») и наработанный по ней международный и российский опыт. CSV — это управленческая практика повышения финансовой эффективности бизнес-компаний, совмещающая получение прибыли с удовлетворением общественных потребностей.

 

SVI

Международным профессиональным сообществом, продвигающим Концепцию на глобальном уровне, проведены и опубликованы исследования о том, как внедрять концепцию в таких отраслях как добыча, финансы и образование; создана библиотека практических кейсов по различным направлениям; разрабатываются подходы к определению зависимости между бизнес и социальными результатами.  E&P, являющаяся с 2013 года официальным представителем данного сообщества в России, тоже активно продвигает Концепцию на национальном уровне. В частности, выпускается специализированный обзор Дайджеста, на русский язык переведены наиболее интересные методики и практические кейсы и на их основе готовятся методические рекомендации по применению Концепции в России, концепция представляется на ведущих площадках РФ и среди экспертного сообщества.

Сергей обратил внимание, что, к сожалению, в созданной онлайн библиотеке пока отсутствуют российские кейсы, но это, как раз, является фокусом для E&P и вызовом для российских компаний на ближайшую перспективу.

Стоит отметить, что авторы концепции Майкл Портер и Марк Крамер достаточно четко дифференцируют управленческую практику CSV от практик устойчивого развития. Мы же, ориентируясь на российскую специфику и проведя определенные дискуссии  с экспертным сообществом, считаем, что подход CSV может являться частью портфеля социально-ориентированных практик бизнес-компаний наряду с корпоративной филантропией,  социальными инвестициями, вкладом в устойчивое развитие и программами КСО.

Каким образом  может быть сформирован эффективный диверсифицированный портфель социальных инициатив бизнеса, Сергей очень показательно представил на примере компании Интел. Корпоративный фонд компании Интел от традиционной модели благотворительности, существующей с момента его создания в 1988 году, пришел к новому пониманию своей роли: организации, интегрированной в более широкий контекст бизнес-целей по созданию общей ценности. В результате были сформированы 3 ключевых направления по которым осуществляется работа:

1. Филантропия «быстрого» реагирования

2. Стратегическая филантропия, где инвестиции соответствуют бизнес интересам.

3. Инвестиции как катализаторы социальных и бизнес идей

Несколько раз Сергей обратил внимание участников на ключевые особенности Концепции, которые заключаются в:

— непосредственной связи с основным бизнесом компании и бизнес-процессами

— необходимости понимания и отслеживания зависимости между социальными и финансовыми показателями.

DSC_6272

Несмотря на отсутствие, пока, практического опыта по внедрению концепции в деятельность российского бизнеса, есть зарубежные компании, работающие в России и применяющие ее на глобальном уровне. В первую очередь, это компания Нестле, с которой, собственно, и начала свое развитие концепция CSV. Несколько лет назад, на одной из конференции по КСО, многие представители мира бизнеса декларировали свою готовность «отдать что-то обществу», на что г-н Peter Brabeck-Letmathe, президент Нестле возразил «Я не чувствую, что я должен обществу что-либо вернуть, потому что я ничего у него (общества) не украл. Мы создаем ценность для общества именно своим бизнесом». Подобное утверждение было довольно революционно. Но это стало философией бизнеса Нестле, началом развития Концепции Общей Ценности. Надеемся, что презентация Андрея Бадера, члена правления, директора по корпоративным делам и специальным проектам Nestle в России и Евразии, который представил на конференции глобальный подход Нестле, появится в ближайшее время. А пока, тем, кто владеет английским языком, предлагаем познакомиться с последним глобальным отчетом компании. Впечатляет.

 

Несмотря на активное развитие в мире, как и любая другая инновация, CSV порождает множество вопросов, поиском ответов на которые и занимается созданное профессиональное сообщество. E&P, со своей стороны, также провело определенную работу по актуализации перечня вопросов к российской специфике, которые были представлены на конференции. В ближайшее время мы планируем приступить к формированию рабочей группы из заинтересованных сторон для адаптации западного опыта и формирования согласованной позиции по повестке на национальном уровне. Мы также планируем создать вебсайт, на котором будут, в большинстве своем,  размещаться уже наработанные в России материалы.

Метки: , , , ,