«Без адекватного учета результатов – цель является ложной»

IMG_2266

25-го мая состоялась «XI Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса». Организаторами конференции выступили Подкомитет по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию ТПП РФ совместно с ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».  По приглашению организаторов мы также приняли участие в качестве спикеров в одной из секций и с удовольствием делимся с нашими читателями своим впечатлением о мероприятии.

Спектр обсуждаемой на конференции тематики оказался  гораздо шире, чем было обозначено в названии. Это, на наш взгляд, говорит о том, что в современных условиях КСО не ограничивается только лишь ответственностью и этикой. В числе других важных  составляющих — история развития КСО и, в целом, эволюция социальной вовлеченности бизнеса, размер бизнеса и структура управления программами КСО,  мотивы топ-менеджмента и владельцев, общественные и корпоративные ценности, вопросы эффективности и результативности.

Широте дискуссии также способствовало и большое количество представителей академического сообщества среди спикеров. Кстати, тема «Корпоративной социальной ответственности» в Финансовом Университете (одного из организаторов конференции) развивается на базе кафедры «Корпоративного управления», что было отмечено в качестве положительного фактора. И действительно, по сложившейся в большинстве российского бизнеса практике ответственность за программы КСО несут, в основном Службы по связям с общественностью или Управлению персоналом (что подтверждается данными Доклада о социальных инвестициях Ассоциации менеджеров России 2014 года). А между тем, и принципы КСО, и современные реалии требуют все большей вовлеченности в тематику стратегов, маркетологов, служб комплаенс и других подразделений компаний. В данном контексте, для студентов Финансового Университета – будущих руководителей, предоставляется возможность получения более широкого видения и понимания по правильному внедрению принципов КСО в структуру корпоративного управления организации.

Уровень развития КСО в России в целом, как отметили спикеры, является высоким лишь для небольшого числа крупнейших российских компаний. В большинстве других, зачастую, Политика в области КСО подменяется Политикой по благотворительности или же развитию местного сообщества, в то время как это является лишь одной из граней классического подхода КСО. Еще меньшим, а местами и нулевым характеризуется уровень развития КСО среди среднего российского бизнеса. Причина, как опять же показывает исследование Ассоциации Менеджеров, заключается в низком уровне интереса руководителей российского бизнеса, которые, прежде всего, ориентируются на бизнес-выгоды, но видят КСО не как возможность для их получения, а довольно узко – как ответственность, которую, как считают многие, и так несут, предоставляя рабочие места и уплачивая налоги.

«Для более широкого развития КСО в России нужны факторы и модели, демонстрирующие его выгодность» — отметил Игорь Соболев,  Председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации Менеджеров России, член Координационного совета по развитию социального бизнеса и предпринимательства ТПП РФ.

Западная практика предлагает множество различных моделей повышения эффективности социальной (или же экологической) вовлеченности бизнеса. И она подкрепляется реальными примерами и результатами.

Алекс Сеттлз, профессор Рутгерского университета (США), в своем выступлении, например, рассказал про тренды развития КСО в США и, в частности, отметил, что в последнее время, ведущие американские компании  все больше и больше рассматривают КСО как конкурентное преимущество. В числе примера, Алекс привел широко известную компанию Whole Foods, которая декларирует рост доходности за счет внедрения подходов КСО до 8%, в то время как средний показатель по отрасли составляет лишь 2%.

«Без адекватного учета результатов – цель является ложной», — отметила в своем выступлении Людмила Конарева из Российской Академии Наук. Это, на наш взгляд, можно считать ключевой цитатой конференции, как и в целом, фокусом для качественного развития КСО в России.

В числе других эффективных западных моделей  Алексеем Костиным были упомянуты, так называемые Benefit Corporations, о которых мы также не раз писали в наших дайджестах. Ключевой особенностью данных организаций является использование бизнес возможностей для решения социальных и экологических проблем, а критерии отнесения организации к категории B Coproration закреплены на законодательном уровне.

Наше выступление по концепции Создания общей ценности на секции «Интеграция корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления, собственно, тоже преследовало цель повышения интереса участников к возможностям бизнеса по созданию экономической ценности за счет решения социальных проблем или же создания социальных ценностей. Это, по сути, является ключевой особенностью концепции.

Концепция очень активно развивается на западе. Статус и популярность ей, безусловно, придают авторы М.Портер и М.Крамер. Однако, многое уже сделано и в практическом плане специально созданной для ее продвижения на глобальном уровне профессиональной сетью консультантов, членом которой E&P является с 2013 года.

Мы также представили участникам обобщенную с учетом российского опыта повестку с перечнем вопросов, ответы на которые должны способствовать  повышению эффективности развития CSV. Свою роль, как представитель инициативы в РФ, мы видим, в формировании согласованной национальной позиции на эти вопросы и продвижение результатов на международном уровне. Безусловно, в этом нам потребуется помощь российских экспертов и практиков, в т.ч. и представителей академического сообщества. Поэтому с удовольствием приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству.

Сергей Мартыщенко, E&P

 

Обобщенная с учетом российского опыта повестка по продвижению подхода по Созданию общей ценности:

  1. Каким образом компании создают общую ценность в разных странах, и какие результаты получают благодаря данной деятельности?
  2. Каким образом компании измеряют / оценивают общую ценность?
  3. Что такое «компания», создающая общую ценность?
  4. Каким образом компании осуществляют инновационную деятельность, способствующую созданию общей ценности?
  5. Каким образом формируется бренд «компании», создающей общую ценность?
  6. Какую роль играют разные сектора в процессе создания общей ценности?
Метки: , , , ,