25-го мая состоялась «XI Международная научно-практическая конференция «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса». Организаторами конференции выступили Подкомитет по корпоративному управлению и менеджменту Комитета по промышленному развитию ТПП РФ совместно с ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». По приглашению организаторов мы также приняли участие в качестве спикеров в одной из секций и с удовольствием делимся с нашими читателями своим впечатлением о мероприятии.
Спектр обсуждаемой на конференции тематики оказался гораздо шире, чем было обозначено в названии. Это, на наш взгляд, говорит о том, что в современных условиях КСО не ограничивается только лишь ответственностью и этикой. В числе других важных составляющих — история развития КСО и, в целом, эволюция социальной вовлеченности бизнеса, размер бизнеса и структура управления программами КСО, мотивы топ-менеджмента и владельцев, общественные и корпоративные ценности, вопросы эффективности и результативности.
Широте дискуссии также способствовало и большое количество представителей академического сообщества среди спикеров. Кстати, тема «Корпоративной социальной ответственности» в Финансовом Университете (одного из организаторов конференции) развивается на базе кафедры «Корпоративного управления», что было отмечено в качестве положительного фактора. И действительно, по сложившейся в большинстве российского бизнеса практике ответственность за программы КСО несут, в основном Службы по связям с общественностью или Управлению персоналом (что подтверждается данными Доклада о социальных инвестициях Ассоциации менеджеров России 2014 года). А между тем, и принципы КСО, и современные реалии требуют все большей вовлеченности в тематику стратегов, маркетологов, служб комплаенс и других подразделений компаний. В данном контексте, для студентов Финансового Университета – будущих руководителей, предоставляется возможность получения более широкого видения и понимания по правильному внедрению принципов КСО в структуру корпоративного управления организации.
Уровень развития КСО в России в целом, как отметили спикеры, является высоким лишь для небольшого числа крупнейших российских компаний. В большинстве других, зачастую, Политика в области КСО подменяется Политикой по благотворительности или же развитию местного сообщества, в то время как это является лишь одной из граней классического подхода КСО. Еще меньшим, а местами и нулевым характеризуется уровень развития КСО среди среднего российского бизнеса. Причина, как опять же показывает исследование Ассоциации Менеджеров, заключается в низком уровне интереса руководителей российского бизнеса, которые, прежде всего, ориентируются на бизнес-выгоды, но видят КСО не как возможность для их получения, а довольно узко – как ответственность, которую, как считают многие, и так несут, предоставляя рабочие места и уплачивая налоги.
«Для более широкого развития КСО в России нужны факторы и модели, демонстрирующие его выгодность» — отметил Игорь Соболев, Председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности Ассоциации Менеджеров России, член Координационного совета по развитию социального бизнеса и предпринимательства ТПП РФ.
Западная практика предлагает множество различных моделей повышения эффективности социальной (или же экологической) вовлеченности бизнеса. И она подкрепляется реальными примерами и результатами.
Алекс Сеттлз, профессор Рутгерского университета (США), в своем выступлении, например, рассказал про тренды развития КСО в США и, в частности, отметил, что в последнее время, ведущие американские компании все больше и больше рассматривают КСО как конкурентное преимущество. В числе примера, Алекс привел широко известную компанию Whole Foods, которая декларирует рост доходности за счет внедрения подходов КСО до 8%, в то время как средний показатель по отрасли составляет лишь 2%.
«Без адекватного учета результатов – цель является ложной», — отметила в своем выступлении Людмила Конарева из Российской Академии Наук. Это, на наш взгляд, можно считать ключевой цитатой конференции, как и в целом, фокусом для качественного развития КСО в России.
В числе других эффективных западных моделей Алексеем Костиным были упомянуты, так называемые Benefit Corporations, о которых мы также не раз писали в наших дайджестах. Ключевой особенностью данных организаций является использование бизнес возможностей для решения социальных и экологических проблем, а критерии отнесения организации к категории B Coproration закреплены на законодательном уровне.
Наше выступление по концепции Создания общей ценности на секции «Интеграция корпоративной социальной ответственности в систему корпоративного управления, собственно, тоже преследовало цель повышения интереса участников к возможностям бизнеса по созданию экономической ценности за счет решения социальных проблем или же создания социальных ценностей. Это, по сути, является ключевой особенностью концепции.
Концепция очень активно развивается на западе. Статус и популярность ей, безусловно, придают авторы М.Портер и М.Крамер. Однако, многое уже сделано и в практическом плане специально созданной для ее продвижения на глобальном уровне профессиональной сетью консультантов, членом которой E&P является с 2013 года.
Мы также представили участникам обобщенную с учетом российского опыта повестку с перечнем вопросов, ответы на которые должны способствовать повышению эффективности развития CSV. Свою роль, как представитель инициативы в РФ, мы видим, в формировании согласованной национальной позиции на эти вопросы и продвижение результатов на международном уровне. Безусловно, в этом нам потребуется помощь российских экспертов и практиков, в т.ч. и представителей академического сообщества. Поэтому с удовольствием приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству.
Сергей Мартыщенко, E&P
Обобщенная с учетом российского опыта повестка по продвижению подхода по Созданию общей ценности:
- Каким образом компании создают общую ценность в разных странах, и какие результаты получают благодаря данной деятельности?
- Каким образом компании измеряют / оценивают общую ценность?
- Что такое «компания», создающая общую ценность?
- Каким образом компании осуществляют инновационную деятельность, способствующую созданию общей ценности?
- Каким образом формируется бренд «компании», создающей общую ценность?
- Какую роль играют разные сектора в процессе создания общей ценности?