Даешь «ВСЕМ» ОТЧЕТНОСТЬ!

o-1-638Недавно прошла (вызвавшая в некоммерческом секторе заслуженную радость) новость — QIWI объявила о новом формате сбора благотворительных пожертвований под многоообещающим брендом «ВСЕМ». Суть новации ( а это действительно новация) такова — потенциальный жертвователь, имеющий (условно) широкий диапозон благотворительных предпочтений (да, такие есть) и не желающий связывать себя лишними коммуникациями ( это естественное желание в нашем перенасыщенном информацией мире) может легко сделать сделать пожертвование СРАЗУ в 8 (восемь) отобранных QIWI благотворительных Фондов (тематика разнообразна: от сирот до искусства), если он (благотворитель) конечно при этом имеет QIWI-кошелек. Безусловно очень полезное начинание сопровождается ( как водится с бизнесом) соответствующей PR-кампанией, на которой устроители новации объясняют свои мотивы. Вот эти -то и мотивы ( и цели) и есть самое важное, когда рассматриваешь подобного рода бизнес-проекты. Эффективное ( с точки зрения экономики) вовлечение бизнеса в решение социальных проблем — есть первый признак создания общей ценности, концепции которую Evolution and Philanthropy активно продвигает в России. И в этом контексте проект QIWI, если бы он заявлялся таковым и был бы прозрачен с точки зрения финансовой очетности (по статье «прибыль»), занял бы достойное место в ряду успешных российских практик, которых у нас довольно мало. Пока что единственная озвученная цифра — 1.5 млрд, которую QIWI планируют собрать в течение года. Выглядит привлекательно.
Но проект позиционируется все-таки преимущественно как социальный, и заявляется следующая цель :»Мы надеемся, что сможем сделать благотворительность в России ежедневным, ответственным делом каждого человека» (цитата А.Стоклицкой, QIWI) и предлагается технологическое решение — кошельки QIWI и возможность совершать одно пожертвование на 8 (восемь) выбранных фондов.
Никто не оспаривает того факта, что удобство совершения пожертвования является весьма значимым фактором. Более подробно об особенностях интернет-пожертвований можно прочитать в поддержанном нами в 2013 году издании ЦРНО «Тайный донор«.
Да и моя персональная вовлеченность в благотворительность тому подтверждение. Но к этому удобству, как и к любой IT-новации, довольно быстро привыкаешь. А что остается? Как будет формироваться лояльность жертвователя? Как и какая отчетность будет ему предоставлена? К сожалению, ни на сайте проекта ни в PR-текстах ничего не говорится об отчетности. Возможно, этот вопрос как-то урегулирован, даже хочется верить, что он урегулирован, потому что все заявленные Фонды очень известные и уважаемые и с отчетностью у них все должно быть в порядке. Но тема отчетности такая важная, что на ней надо всегда специально останавливаться. То есть можно посоветовать организаторам такого действительно нужного проекта более четко прописывать процессы сопутствующей технологическому решению отчетности, чтобы заявленная благородная цель становилась реальностью.
В последнее время вообще мы перестали говорить об отчетности. Закрылся долгое время поддерживаемый нами Конкурс годовых отчетов «Точка Отсчета» и в секторе тема отчетности как-то перестала громко звучать. Сейчас модно рассуждать про социальные инвестиции. Мы и сами это с удовольствием делаем. В нашем публичном отчете за 2014 год раздел, где мы отчитываемся о том, как мы продвигаем и внедряем в некоммерческом секторе лучшие практики по теме «Отчетность» — самый маленький.
А ведь именно через адекватную отчетность мы формируем истинное доверие Общества, а отсутствие доверия и есть одна из главных причин нашей незрелой и не слишком массовой благотворительности. Об этом говорят результаты многих исследований.
Да еще доставшийся нам с советских времен патернализм и искренняя убежденность большинства населения, что социальные задачи должно решать только государство, а не НКО + государство ( см.последний отчет ЦИРКОНА) В этом смысле одни инновационные технологии здесь не помогут, при всей важности их роли именно в обеспечении прозрачности деятельности не только НКО, но и всех вовлеченных в социальные преобразования акторов. Конечно, надо продолжать секторальные усилия и создавать серьезные межсекторные партнерства, направленные именно на формирование Доверия Общества к некоммерческому сектору. Особенно это актуально в последнее время.
Есть еще один вопрос, который, я полагаю, стоит на повестке. Поддерживаемая нами любимая Ассоциация Фандрайзеров разработала Этический Кодекс Фандрайзера, которые регулирует в основном деятельность фандрайзеров и жертвователей. Кодекс является обязательным для соблюдения членами Ассоциации. Но в последнее время мы наблюдаем появление новых важных игроков — краудфандинговых платформ и различного рода иных интернет-сервисов, помогающих собирать пожертвования с населения. Так вот,может стоит продумать определенную саморегуляцию и в этом направлении?
Ольга Евдокимова

Метки: , , , ,