Социальная стратегия, миссия и ответственность – ключевой фактор успеха власти, общества и бизнеса

2014_11_27

Очень представительная экспертная площадка и очень содержательная дискуссия получилась у нас 27-го ноября в результате объединения двух круглых столов — для бизнеса и для НКО в рамках конференции «Социальная стратегия, миссия и ответственность – ключевой фактор успеха власти, общества и бизнеса» (организованной на базе Высшей Школы Государственного Администрирования при МГУ).

В результате нам удалось с разных сторон посмотреть на вызовы текущего времени, как положительные, так и отрицательные, подискутировать на тему возможностей и ограничений долгосрочного стратегического планирования.

— Так, последний доклад о социальных инвестициях в России, изданный Ассоциацией менеджеров, демонстрирует существенное снижение интереса российского бизнеса к КСО как к конкурентной стратегии. 2/3 исследуемых компаний видят в КСО лишь краткосрочный репутационный эффект. Более того, доля компаний, формулирующих свое собственное определение КСО, несмотря на выход в 2010 году стандартов ИСО 26000, выросло с 15% (в 2008 году) до 40% (в 2014 году) и т.д.
— Большинство некоммерческих организаций не мыслят долгосрочными терминами и рассматривают свою устойчивость лишь в контексте финансирования, в то время как, #доверие и отношения с обществом, солидарность и связи являются, пожалуй, первоочередными нематериальными активами, от которых и будет зависеть, в т.ч. финансирование;
— Общество и СМИ демонстрируют низкий уровень понимания и доверия к КСО бизнеса. Аналогичная ситуация и с некоммерческим сектором. Многие до сих пор не понимают профессиональной роли НКО и считают, что проще помочь нуждающимся напрямую, чем финансировать АХР расходы некоммерческой организации.
— Бизнес не видит интереса в оценке социальных результатов, так как это не приносит экономической выгоды, и нет никакой гарантии, что оценка, собственно, покажет достижение социальных результатов. Нет и спроса на такого рода оценку. Если же оценка и проводится, то отчеты не являются публичными, что не способствует развитию культуры оценки.

Но есть и позитивные моменты:
— Бизнес, в первую очередь, с подачи молодых бизнесменов новой формации, пытается со-настраивать свою социальную деятельность с корпоративными либо личными ценностями, и не только через декларации;
— Есть примеры выстраивания правильных коммуникаций с обществом и СМИ, которые призваны способствовать развитию доверительных отношений и воспитанию лояльных клиентов, партнеров;
— В пилотном режиме с использованием зарубежных инструментов в партнерстве с НКО проводятся оценки достижения социальных результатов бизнеса, оценки экономического влияния тех или иных программ;
— Есть хорошие примеры каскадирования стратегических показателей и работы с целевыми аудиториями у международных НКО, работающих в России;
— К оценке социального воздействия, в т.ч. через монетизацию и другим социальным новациям активно подключаются ведущие консультанты;
— 2015 год объявлен Международным годом #оценки и это поддержано ООН на самом высоком уровне;
— Конференция Форума Доноров в 2015 году будет посвящена оценке, что означает плодотворную работу в течение следующего года на эту тему.

15406024934_4b779b50f1_n

Понятно, что это лишь небольшой срез факторов, которые нам удалось вскрыть и обсудить, в отведенное на круглом столе время. Но вывод один, стратегическое планирование в текущее время, процесс не тривиальный как для бизнеса, так и для НКО. Современный ритм заставляет нас и быть очень гибкими и планировать таким образом, чтобы иметь возможность без серьезных для себя последствий оперативно скорректировать и со-настроить деятельность.

Основной вывод, с которым согласились все участники, что «кризис, это хорошая возможность для разработки новой стратегии, но главное, при этом, научиться планировать в терминах возможностей, а не ограничений».

Особо хочется отметить выступление Татьяны Селивановой из KPMG, которая кратко представила международное исследование «A New Vision of Value: Connecting corporate and societal value creation (Новое понимание ценности. Интеграция корпоративной и общественной ценности). С английским вариантом исследования можно познакомиться по ссылке.

Мы также благодарим Марию Черток, Ирину Ефремову-Гарт, Галину Рахманову, Николая Слабжанина, Викторию Печковскую за представление позиции и своего видения в отношении стратегического планирования в НКО сообществе, а Марию Захарову, Игоря Соболева и Веронику Кабалину за аналогичную оценку и свой опыт с точки зрения бизнес-компаний. С материалами конференции можно познакомиться на сайте ВШГА МГУ.

 

Резолюция по итогам обсуждения (бизнес и НКО)

Фотографии

 

 

 

 

Метки: , , , , ,