Результаты работы круглого стола «Административные расходы и поддержка институционального развития: минимизация VS оптимизация» // VIII Конференция Форума Доноров, 21 октября 2010 г., Москва
Введение
Круглый стол «Административные расходы и поддержка институционального развития: минимизация vs. оптимизация» состоялся 21 октября 2010 г. в рамках ежегодного события – конференции Форума Доноров России.
Круглый стол провели Некоммерческая компания Evolution and Philanthropy и Фонд просвещения «МЕТА».
Настоящий документ является Отчетом о результатах работы круглого стола, целью которого являлось обсуждение существующих практик финансирования административных расходов в некоммерческом секторе России и сбор лучших практик, способствующих повышению устойчивости и эффективности сектора.
В обсуждении приняли участие около 30 экспертов, которые представляли не только доноров, но и операторов социальных услуг и инфраструктурные организации.
Основные тенденции
В ходе обсуждения эксперты обозначили две тенденции, наблюдающиеся в российском некоммерческом секторе:
- В некоммерческом секторе РФ существует тенденция к минимизации административных расходов. Большая часть НКО (в т.ч., благотворительные фонды) считают «неприличным» тратить (или говорить, что они тратят) на собственные административные нужды более 10% бюджета. [Законодательно закрепленная норма для благотворительных организаций в России – 20%.]
- Большинство российских НКО нацелены не на развитие, а на «выживание». Они способны привлечь средства только для выполнения краткосрочных проектов. Что касается издержек административного характера (накладные и непрямые расходы), то в рамках проектов они, как правило, не финансируются. Иl НКО вынуждены браться за любые гранты и проекты, чтобы поддержать свое существование, что снижает качество проектов и отвлекает их от основной миссии. Поддержка донорами инфраструктуры и административных расходов организаций вообще относится к редким явлениям.
В результате обсуждения эксперты сделали вывод, что вышеупомянутые факторы существенно снижают способность НКО не только добиваться устойчивого социального эффекта посредством выполнения своих проектов, но и поддерживать на должном уровне качество социальных услуг. [Можно предположить, что в итоге это отрицательно сказывается на благополучателях.]
Источники сложившейся практики финансирования административных расходов
В процессе работы круглого стола эксперты обсудили источники и причины сложившейся практики финансирования административных расходов и предложили определить их следующим образом (не считая эти определения окончательными и исчерпывающими):
Незрелость мотивации субъектов сектора
- За редким исключением доноры в России чаще всего нацелены на немедленный результат от социальных инвестиций, поэтому приоритет отдается краткосрочным проектам с ясными и простыми целями. .
Доноры, особенно корпоративные, стремятся поддерживать исключительно программную деятельность.
- Доноры редко инвестируют в сильные и эффективные организации, исходя из стереотипа, что «им не нужна помощь».
- Часто НКО сами не просят средства на административные расходы, считая, что это может отпугнуть доноров. Это же приводит к «привыканию» местных доноров к бесплатной работе НКО.
- Вышеупомянутые стереотипы порой поддерживаются некоммерческими организациями: они сами стремятся минимизировать расходы на жизнеобеспечение и иногда, даже при наличии финансирования на рганизационное развитие, склонны тратить эти средства на программы.
Слабое понимание донорами сути и специфики НКО
Российские доноры, особенно государственные, не воспринимают сектор НКО как равноправного партнера, не учитывают его специфику.
- Не учитывается зависимость объема средств, который необходим для накладных расходов, от типа и характеристики деятельности.
- Не учитывается многонаправленность функций НКО (например, фандрайзинг может одновременно является и инструментом просвещения и, как правило, относится к накладным расходам).
Слабые коммуникативные связи между секторами
Доноры зачастую говорят с НКО «на разных языках» и не понимают, в чем выражается результат их деятельности и их ценностное предложение как организаций, а НКО в свою очередь неактивны и непрофессиональны в коммуницировании своей деятельности.
Это непонимание происходит даже на уровне собственных Попечительских советов НКО, не говоря уже о внешних донорах, что приводит к нежеланию поддержки «ненужных» посредников.
Отсутствие соответствующих профессиональных знаний у субъектов некоммерческого сектора
Источниками данной проблемы являются, в том числе, незрелость российского НКО-сектора, недостаток опыта и теоретических знаний. Также существует ряд причин, связанных со спецификой сектора. Например, социальная деятельность (особенно в регионах) часто реализуется на волонтерской основе, вне основной работы, что приводит к тому, что:
- НКО недостаточно разбираются в вопросах институционального развития и оценки эффективности, и поэтому не могут сформировать адекватного ценностного предложения донорам.
- Доноры часто не принимают всерьез необходимость контроля и оценки эффективности проектов и предпочитают смотреть только на величину соотношения программных и административных расходов,. Также есть общее восприятие, что благотворительная помощь – это просто передача пожертвований и не предполагает профессиональной работы, требующей оплаты.
Не сформирована потребность в институциональном развитии
Большинство некоммерческих организаций в России слишком малы и существуют в условиях недостаточности ресурсов. Это приводит к замкнутому кругу: чтобы НКО могла оценивать свой потенциал, ей необходим тот самый свободный ресурс и зачастую специалисты высокой квалификации. В силу того, что институциональное развитие практически никто не поддерживает, руководители НКО не могут позволить себе вывести ресурсы из программ/проектов для такой работы. [Возможно, повышение готовности доноров финансировать административные расходы могло бы стать стимулом для обучения НКО и повлиять на формирование спроса на институциональное развитие НКО.]
Существующие практики финансирования административных расходов, приводящие к устойчивым результатам:
В процессе работы круглого стола эксперты постарались определить существующие практики финансирования административных расходов, которые приводят к устойчивым результатам (не считая описание таких практик исчерпывающими):
Практики финансирующих организаций (преимущественно, западные)
Поддержка институционального развития новых организаций, которые работают менее двух лет
Финансирование долгосрочных проектов с многократным продлением срока действия договора (стабильная поддержка в течение 6 – 10 лет).
Также, западные фонды иногда практикуют выдачу грантов с фиксированным объемом расходов, по которым не требуется отчет (не менее 10%), и проведение конкурсов в целях финансирования институционального развития организаций, которые в течение продолжительного времени демонстрировали свою активность и результативность.
Практики некоммерческих организаций:
Утверждение политики административных расходов, которая определяет фиксированные суммы для каждого вида расходов и вводит коэффициенты ежегодного роста сумм в зависимости от инфляции и трудозатрат. Это способствует большей прозрачности НКО и укреплению доверия западных доноров. [Применение таких политик имеет смысл только при наличии значительного финансирования, а также в том случае, когда организация может точно определить административные и программные расходы.]
Анализ собственных административных расходов и их разумное перераспределение (работа без офиса, привлечение персонала для работы по проектам, что позволяет направить сэкономленные средства на повышение эффективности).
Финансирование административных расходов путем сбора частных пожертвований (при наличии согласия сторон с тем, что средства будут потрачены по усмотрению организации). Такой тип фандрайзинга возможен в случае сформированного сильного бренда.
Выводы и рекомендации
Рекомендации финансирующим организациям:
По возможности, более активно предоставлять некоммерческим организациям средства на обеспечение общей операционной деятельности, позволяя организациям самостоятельно и гибко перераспределять статьи бюджета;
В рамках целевых грантов (пожертвований) увеличивать долю расходов, предназначенных для фандрайзинга и оценки;
Открыто обсуждать вопросы, связанные с накладными расходами, и содействовать созданию открытого и доверительного пространства в целях формирования реальных представлений о затратах и потребностях;
Совершенствовать способы измерения качества деятельности и результативности;
Изучать лучший зарубежный опыт;
Использовать и формировать возможности для взаимного обучения и «воспитания» НКО;
Инициировать PR-кампании в целях изменения в секторе мнений и взглядов. [Возможно, инициаторами кампаний могли бы стать доноры, которые уже реализовали программы институционального развития НКО.]
Рекомендации некоммерческим организациям:
Сфокусироваться на достижении более долгосрочных устойчивых результатов/ изменений (outcomes);
Разработать долгосрочную стратегию и, в том числе, стратегию организационного развития;
Инициировать дискуссии на тему долгосрочных социальных инвестиций в советах директоров НКО (которые могут быть наиболее эффективны), а также с внешними аудиториями — представителями других секторов;
Четко анализировать и аргументировать необходимость инвестиций в инфраструктуру, прежде всего руководителям организации (каким образом инвестирование в инфраструктуру организации способно в дальнейшем снизить накладные расходы);
Совершенствовать способы измерения качества деятельности и результативности;
Проводить самостоятельную оценку административных расходов внутри организаций и анализировать затраты не с точки зрения оптимальности программных расходов, но, прежде всего, с позиции общей эффективности деятельности по выполнению миссии;
Формирование годового отчёта как публичного документа, а также использование данного вида работы для более глубокого осмысления своей деятельности;
«Воспитание» доноров совместными усилиями;
Обмен опытом и применение лучших практик.
Рекомендации государству:
- Инвестировать в развитие организационного потенциала некоммерческих организаций;
- Мотивировать других доноров инвестировать в развитие организационного потенциала некоммерческих организаций;
- Добиваться согласованности государственных политик. [Например, введение фиксированных ставок на расходы в некоммерческих организациях исключает возможность участия НКО в госзакупках, где тендеры стимулируют демпинг.]