Ура, товарищи! В этом году в рамках конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности-2016» будет вручен специальный приз «За развитие и продвижение культуры оценки в корпоративных благотворительных программах». Партнер приза — АНО «Эволюция и Филантропия» (ЭиФ). «Лидеры корпоративной благотворительности» — это совместный проект Форума Доноров, газеты «Ведомости» и сети аудиторско-консалтинговых фирм PwC.
Сегодня, 20 мая 2016 г., Форум Доноров провел круглый стол «Оценка социальных результатов благотворительных проектов и программ».
Ольга Евдокимова (исполнительный директор ЭиФ) рассказала о целях и замысле приза, а также критериях выбора победителя.
Среди приоритетов — разработка дизайна программы с ориентацией на достижение социальных результатов; наличие разработанной системы мониторинга, измерения и оценки результатов; эффективное использование и коммуницирование данных, полученных в ходе оценки. Подробнее — в презентации.
Большой интерес участников вызвало выступление Джона Ллойда, руководителя практики LBG (London Benchmarking Group), представившего международный стандарт оценки социальных инвестиций, а также ключевые принципы и технологии LBG.
Ключевой тезис — LBG помогает компаниям перейти от «сколько вложено?» (how much) к «и что? что изменилось?» (so what).
Среди ключевых преимуществ LBG и его отличия от других инструментов:
- учет бизнес-результатов в корпоративных социальных инвестициях;
- использование различных источников данных: возможность проведения внутреннего и внешнего бенчмаркинга; участие в оценке как компании, так и благополучателей и пр.;
- бизнес-нетворкинг – коммуникации, понятный для бизнеса язык, критерии и пр.
Во второй части круглого стола были представлены практики оценки программ в российских компаниях.
Дмитрий Агишев поделился опытом оценки социальных инвестиций по модели LBG в практике Deutsche Bank, а это 15 лет на глобальном уровне, 4 года — в России. Среди основных преимуществ — гибкость инструмента (возможность как встраивания в существующие системы оценки в компании, так и запуска с нуля); наглядность и внятность («твердые» основания для выбора и сравнения проектов).
Выступление Александра Архипова (JTI) было интересно вдвойне)) Во-первых, именно JTI в 2015 году стала победителем впервые вручаемого компаниям приза «за оценку» в рамках конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности» («За подход к оценке результатов корпоративных благотворительных программ»). Во-вторых, JTI также используют оценку по модели LBG))
По мнению Александра, оценивать нужно всегда (и до, и вовремя, и потом), при этом модель LBG полезна на всех этапах, позволяя минимизировать риски, улучшить коммуникации, повысить качество программ. Конечно, вновь о несомненном преимуществе модели — возможности бенчмаркинга. JTI ведет внутреннюю базу всех реализуемых социальных проектов на глобальном уровне, что позволяет сформировать собственную базу лучших практик, в режиме live следить за вдохновляющими изменениями благодаря социальным инвестициям корпорации, сравнивать их между собой и пр. А в итоге, в том числе: «Мы чувствуем себя одной семьей».
Незначительная представленность российских данных в базе LBG — не проблема, по мнению Александра, так как «особой разницы России с другими странами по большому счету нет».
Оба российских спикера особо отметили в качестве преимущества формализованного процесса оценки — возможность обучения и повышения уровня партнеров КСО-программ — НКО, благополучателей.
Третий кейс представила Татьяна Ткаченко (Danone). Уникальность кейса — исключительно российский опыт (это не программа, разработанная головным офисом), публичность результатов оценки. Татьяна особо подчеркнула, что собственно благотворительностью корпорация не занимается, а именно социальными инвестициями, подразумевающими развитие системы в целом — выгоды для общества, поставщиков, что и приносит в конечном счете бизнес-результаты для компании.
Мы не сторонники подхода — вот здесь работаем, а вот здесь тратим на социум.
Представленный проект «Молочная Бизнес Академия» направлен на повышение эффективности животноводства в России, а именно рост удоев молока на российских фермах. В общем, оценка эффективности проекта осуществляется в килограммах молока, полученных в обученных хозяйствах.
Полезные материалы по теме:
- Специальный приз «За развитие и продвижение культуры оценки в корпоративных благотворительных программах» (презентация О.Евдокимовой, ЭиФ)
- Руководство по применению модели LBG (на русском языке)
- Карта подходов к измерению результатов. Взгляд через призму корпоративной практики (Measurement Map corporate perspective). Источник: Corporate Citizenship 2015. LBG | Investing for shared value – Measurement map.
- Рекомендации по применению модели LBG: Оценка вклада (презентация ЭиФ, на русском языке)
- Международный опыт оценки корпоративных социальных инвестиций в сообщества. По материалам официального перевода Руководства по применению модели LBG, май 2008 г. (LBG Guidance Manual) // Бизнес-регионам, Сборник корпоративных практик. / РСПП, Москва, 2014 г.
Наша искренняя благодарность Форуму Доноров, JTI, всем спикерам и участникам круглого стола.
Публикации о мероприятии:
Как оценить социальные результаты благотворительных программ компаний
Как оценить социальные результаты благотворительных программ компаний
Как оценить социальные результаты благотворительных программ компаний // Sustainable business, 2016