Круглый стол «Рынок социального инвестирования»

24 июня 2014 года в рамках Международного дня социального бизнеса состоялся Круглый стол «Рынок социального инвестирования: международный и российский опыт». Организаторами события выступили E&P, Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» и Российский совет по международным делам.

Мероприятие уникально тем, что организаторам впервые удалось вовлечь в диалог весь спектр заинтересованных сторон – представителей финансового сообщества (банки, инвесторы, управляющие компании, ассоциация участников рынка альтернативных инвестиций и др.), сильных некоммерческих организаций, а также российских компаний-лидеров сферы корпоративной социальной ответственности (КСО).

Высокую планку дискуссии задала Кристина Умани, директор по маркетингу Европейской ассоциации венчурной филантропии (EVPA — The European Venture Philanthropy Association). В своей презентации Кристина предложила наглядную модель инвестирования – континуум от традиционной благотворительности (грант-мейкинг) с акцентом на создании общественных ценностей до традиционного инвестирования с акцентом на достижении исключительно финансовых показателей. Участники Круглого стола ознакомились с европейским опытом господдержки в сфере социальных инвестиций, а также конкретными рекомендациями для фондов и корпораций.

Как показывает не только международный, но и российский опыт, социальный инвестор вкладывает не только финансы, но и время, интеллектуальные и другие ресурсы в долгосрочные партнерские отношения с получателем инвестиций, что повышает эффективность социального проекта.

О российском опыте социальных инвестиций рассказали А.Толкачев (ФК «УРАЛСИБ»), Н.Поппель (ОАО «Северсталь») и С.Ивченко (ГМК «Норильский никель») – представители компаний, для которых ведение социально ответственного бизнеса подразумевает наряду с традиционной КСО-активностью также использование инновационных моделей, стремление к повышению эффективности социальных и благотворительных программ.

Как отметили представители российского финансового сектора (С.Григорян, Ю.Кнунянц, Уралсиб), в долгосрочной перспективе инвестиции в социально ответственные компании имеют более высокую доходность. Однако в числе препятствий для развития рынка социального инвестирования эксперты называют слабую информированность клиентов, недостаточность рыночных инструментов и объектов для социального инвестирования, непрозрачность российского бизнеса (в первую очередь о социально ответственной деятельности).

О.Федоров (УК «Благосостояние») поделился реальным опытом инвестирования в дом престарелых нового вида «Монино». Хотя проблема обеспечения достойной жизни пожилых в России является острой, на пути социального инвестора возникает масса проблем. Это и высокие налоговые ставки, что не позволяет конкурировать даже с медицинскими учреждениями, и требования контрактной системы, подразумевающие ежегодный пересмотр контрактов и отсутствие гарантий его сохранения, и невозможность выбора для пенсионеров выбора конкретного дома престарелых (как, например, в случае с родовыми сертификатами). Для изменения ситуации, массового появления социальных инвесторов, по словам эксперта, необходимы не только ресурсы, но также компетенции (отбор лучших игроков на каждом сегменте) и плотное взаимодействие с государством. К сожалению, это титанический труд, который пока ни кем не координируется. Отсутствие высоких прибылей на рынке социального инвестирования (доходность, как правило, не превышает 3-4%) не способствует формированию мощного лобби на законодательном уровне.

В итоге, пока российский институциональный инвестор не готов вкладывать средства в долгосрочные социальные проекты и объекты (А.Панков, НАУРАН), не сформированы подходы ответственного инвестирования, отсутствует информация о соответствующих объектах, листинг на бирже на основе принципов ESG (И.Соболев, Ассоциация менеджеров).

Участники дискуссии высказали ряд предложений для органов государственной власти – ключевого стейкхолдера, без которого сложно представить развитие рынка социального инвестирования. В частности, как отметил Д.Александров (Национальная лига управляющих), это может быть налоговое стимулирование, запуск пилотных региональных проектов по изменению принципов социальной политики и пр.

Как отметил В.Бахмин (Фонд Ч.Мотта), если бизнес воспринимает социальные инвестиции достаточно узко, с акцентом на возврат вложенных средств, то НКО в этом вопросе ориентируются на эффективности любых инвестиций (не только финансовых, но и человеческих, временных и пр.). В этом смысле, «благотворительность, не связанная с измерением эффективности, должна быть умирающей».

Будем надеяться, что данная редкая встреча сильного бизнеса и авторитетных НКО — первый этап долгосрочной инициативы, одним из направлений которой является формирование круга игроков, заинтересованных в развитии рынка социального инвестирования, формирование культуры инноваций для решения социальных проблем.

Все представленные материалы, включая пост-релиз о мероприятии, фотоархив и презентации спикеров пленарной части (А. Толкачев, ФК «Уралсиб» и К. Умани, EVPA) находятся по ссылке.

СМИ о мероприятии:

журнал «Филантроп«, журнал «Бизнес и общество«, Агентство социальной информации,  Национальный банковский журнал, журнал «Устойчивый бизнес», «Москва и москвичи» и другие.

 

Метки: