Семь принципов определения социально-экономической эффективности инвестиций (SROI)

Социально-экономическая эффективность инвестиций (Social Return on Investment / SROI) – это концепция определения и учёта ценности, которая создаётся или уничтожается в результате нашей деятельности. При этом понятие ценности гораздо шире той величины, которая устанавливается с помощью рыночных цен. Цели анализа SROI – снизить степень неравенства и экологической деградации, и повысить уровень благосостояния людей посредством учёта ценности в её широком смысле.

sroi

SROI – это гораздо больше, чем просто числа или суммы – точно так же, как бизнес-план содержит гораздо больше информации, чем финансовые прогнозы. Анализ социально-экономической эффективности инвестиций — это история преобразований, включающая результаты изучения практики, а также качественную, количественную и финансовую информацию. Определяя социальные, экологические и экономические результаты, анализ SROI повествует о том, как происходят изменения, и представляет их в денежном выражении. Выявляя более значительную ценность, SROI позволяет учитывать данную информацию в процессе принятия решений и влияет на инвестиционную практику.

Концепция SROI использует в качестве основы методики социального учёта и анализа экономической эффективности, и опирается на семь принципов (см. далее). Чтобы приступить к применению этих принципов, необходимо ознакомиться с их содержанием и инструкциями по проведению оценки, которые опубликованы на веб-сайте сети SROI Network (www.thesroinetwork.org) вместе с Руководством по определению социально-экономической эффективности инвестиций» (A Guide to Social Return on Investment). Данный материал можно скачать в полном объёме.

  1. Привлекайте стейкхолдеров:

Поясните, что именно вы измеряли, каким образом, и опишите схему участия причастных сторон в процессе измерения и определения ценности результатов. Стейкхолдеры – это те люди или организации, с которыми благодаря выполнению конкретной деятельности происходят изменения. Соответственно, они способны описать характер изменений лучше всего. Этот принцип означает, что организация должна определить круг стейкхолдеров и совещаться с ними в процессе проведения анализа SROI. Тогда ценность и способы её определения будут учитывать мнения тех субъектов, на которых повлияла деятельность, либо мнение тех причастных сторон, которые повлияли на данную деятельность. 

  1. Выясняйте, что изменилось:

Опираясь на собранные доказательства, покажите, каким образом происходили изменения, и оцените их, разделяя на положительные и отрицательные, а также на запланированные и непредвиденные. Ценность создаётся для разных стейкхолдеров (или разными причастными сторонами) в результате выполнения различных видов деятельности. Изменения могут оказаться для стейкхолдеров предполагаемыми или неожиданными, положительными или отрицательными. Для соблюдения данного принципа потребуется теория, которая прояснит, каким образом данные изменения можно зафиксировать или подтвердить с помощью полученной доказательной информации. Эти изменения являются последствиями деятельности, выполненной благодаря поддержке стейкхолдеров, и чаще всего называются социальными, экономическими или экологическими результатами. Если вы желаете доказать, что изменения состоялись, измеряйте именно эти результаты. 

  1. Оценивайте то, что имеет значение:

Чтобы установить ценность результатов, воспользуйтесь близкими по значению финансовыми эквивалентами. Многие результаты не участвуют в рыночном обороте и, соответственно, их ценность неизвестна. Применение финансовых эквивалентов обосновано тем, что они помогают определить ценность результатов с учётом мнения тех субъектов, которые не имеют выхода на рынки, но попадает в зону действия данной деятельности. Такой подход позволяет регулировать существующее соотношение сил (полномочий) между различными стейкхолдерами.

  1. Принимайте в расчёт только то, что имеет существенное значение:

Определите, какая информация и какие виды доказательств должны использоваться для получения подлинной и полноценной картины, которая поможет причастным сторонам сделать рациональные заключения о результатах или эффектах долгосрочного характера (impact). Следуя данному принципу, необходимо выяснить, изменится ли решение какого-либо субъекта, если исключить определённую разновидность информации. Данное требование касается решений, в значительной мере затрагивающих интересы стейкхолдеров, а также информации, характеризующей полученные результаты. Чтобы понять, что имеет существенное значение, следует изучить собственные политики организации, практику коллег, общественные нормы, а также краткосрочные показатели финансовой эффективности. Подтверждения внешнего характера нужны для того, чтобы потребители информации не усомнились в том, что все существенные вопросы раскрыты должным образом. 

  1. Не преувеличивайте собственных заслуг:

Сообщайте только о тех ценностях, которые созданы в результате ответственных действий организации. Для соблюдения данного принципа потребуются ссылки на описание тенденций и сравнительные показатели, которые позволят оценить изменения / последствия деятельности с учётом существенных факторов, а также понять, каким образом развивались бы события в иных обстоятельствах. Помимо этого, следует принимать в расчёт тот вклад, который внесли в создание упомянутых результатов другие люди или организации. Данная информация показывает связи между вкладами и результатами.

  1. Действуйте прозрачно:

Приведите аргументы в пользу того, что результаты вашего анализа являются точными и достоверными; и сообщите о том, что информация будет доведена до сведения стейкхолдеров для дальнейшего обсуждения. Данный принцип требует того, чтобы организация документировала и разъясняла каждое решение, касающееся стейкхолдеров, результатов, показателей, сравнительных данных, источников и методов сбора информации, рассмотренных сценариев развития событий, и доведения информации о результатах до сведения стейкхолдеров. Эта информация должна показывать, каким образом лица, отвечающие за выполнение данной деятельности, учитывают результаты анализа в своей работе. Если существует ясность в отношении причин, по которым были приняты те или иные решения, то анализ социально-экономической эффективности вызывает больше доверия.

  1. Подтверждайте факты получения результатов:

Позаботьтесь о подтверждающих данных из независимых источников. Анализ социально-экономической эффективности инвестиций открывает возможности для формирования более полного представления о ценности, созданной в результате конкретной деятельности. Тем не менее, анализ неизбежно будет субъективным. Поэтому вам потребуются соответствующие независимые данные, которые помогут стейкхолдерам определить, являются ли обоснованными решения тех, кто отвечает за проведение анализа.

 

The SROI Network

(14) 7th Floor

Gostins Building

Hanover Street

Liverpool L1 4LN.

Tel: 0151 703 9229

Email: info@thesroinetwork.org

Web: www.thesroinetwork.org

 

 

Метки: , ,