«Сертифицированные специалисты по оценке социального возврата на инвестиции теперь есть и в России»

DSC_6632

27-28 октября компания  Evolution&Philanthropy организовала проведение в Москве сертифицированного тренинга по методологии SROI — инструменту оценки социального возврата на инвестиции (Social Return On Investments) для 7-ми участников (представителей российского бизнеса и частных Фондов).

Данный тренинг является частью программы Social Value International по подготовке Аккредитованных Практиков в области оценки социального (экономического) возврата на инвестиции (SROI Accredited Practitioner) и был проведен исполнительным директором Social Value International — Джереми Николсом (Jeremy Nicholls).

Экономическая оценка социальных результатов сейчас является одним из ведущих трендов в международной филантропической практике. И инструмент SROI, как раз, дает возможность проанализировать и представить в денежном выражении социальные изменения,  возникающие в результате реализации программ. Как отметил в ходе тренинга Джереми Николс: «Экономическая оценка создаваемых социальных ценностей – это дополнительный аргумент  в принятии правильных и качественных решений в отношении социальных программ. Без такой оценки отсутствует даже повод для дискуссий».

В России методы стоимостного анализа социального воздействия  пока не очень распространены. Существуют единичные примеры таких оценок. Так в 2013 году  совместно с БДФ «Виктория» мы провели пилотную оценку социально-экономической эффективности одной из программ Фонда. Оценка была проведена по методу Анализ «затраты – выгоды» (CBA — Cost Benefit Analysis). А CAF Россия 30 октября 2015 года представил результаты первой оценки социальной программы по методу SROI в России, выполненной для компании «Мон’дэлис Русь».

Вообще, можно отметить, что в России сейчас происходит лишь процесс становления культуры оценки социальных результатов, и экономическая оценка – это скорее новация, чем тренд. Тем не менее, как показал тренинг и количество желающих познакомиться с практикой SROI, интерес к теме есть.

Истоками методики SROI  является, как раз, упомянутый выше подход CBA. Но создание и развитие методики SROI осуществлялось также с учетом двух других методов: учет вклада в устойчивое развитие общества (sustainability accounting) и финансовый учет (financial accounting). В самом начале методического Руководства по SROI, даются следующие важные тезисы:

  • «SROI — это не только деньги. Инструмент SROI позволяет анализировать ценность изменений, происходящих в результате реализации социальных программ, будь они положительные или же отрицательные. Деньги являются лишь общей единицей измерения, которая так широко распространена в нашем обществе для выражения ценности».
  • «Как и бизнес-план организации содержит гораздо больше информации помимо финансовых прогнозов, так же и SROI – это история об изменениях, на основе которой можно принимать решения, которая включает практические кейсы, количественную, качественную и финансовую информацию».

Инструмент SROI включает в себя 7 принципов, по сути, отражающих элементы методики оценки SROI (их перевод на русский язык был выполнен Evolution&Philanthropy в 2014 году и размещен на страничке Social Value UK).

Первый важный этап в применении инструмента SROI, это установление четких границ (рамок) оценки и определение ключевых стейкхолдеров (либо групп стейкхолдеров), на которых оказывается влияние или же которые оказывают влияние. Чем четче обозначены границы (проект, инициатива, масштаб), тем легче будет пройти весь процесс измерения по SROI. Следующий этап – разработка карты изменений (карты влияния, цепочка результатов). По каждому стейкхолдеру (либо группе стейкхолдеров) определяются вкладываемые ресурсы (в денежном выражении) и связанные с ними непосредственные результаты деятельности и социальные результаты.

Насколько качественно реализованы два первых этапа, настолько же качественными будут полученные в ходе последующей трансформации в экономические термины социальные результаты. «Go shopping for results» («идите за результатом как за покупкой») — так Джереми сравнил процесс выбора стейкхолдеров и определения результатов и показателей. Процесс придания ценности (определения стоимости) социальных результатов достаточно сложный и трудоемкий. Он подразумевает поиск альтернативных результатов (выгод либо упущений), сопоставимых с социальным результатом и которые возможно представить в денежном выражении.

И еще одной важной особенностью метода SROI является то, что прежде чем посчитать конечный результат, необходимо «очистить» его от влияния разных факторов (действия других организаций, замещение проблемы и т.д.). Завершающим этапом следует подсчет всех полученных в ходе проделанной работы цифр. Отношение полученных в денежном выражении всех результатов к затраченным в денежном выражении ресурсам даст коэффициент, по которому, собственно, можно будет судить насколько экономически или ценностно-эффективным был реализованный или должен быть задуманный проект.

Инструмент SROI позволяет проводить ретроспективный анализ, основанный на оценке уже полученных результатов и прогнозный, для оценки ценности, которая может быть создана в случае достижения запланированных результатов.

Тренинг предоставил участникам уникальную возможность применить методику SROI на своих конкретных проектах. Что-то, безусловно, получилось, что-то требует дополнительной работы вне тренинга. Но, стало очевидно, что конечный социальный результат, выраженный в денежной форме – важный аргумент для принятия решений, но, не менее важным является и сама методология определения социального результата и его согласования с ключевыми стейкхолдерами. От этого зависит и уровень доверия к результатам оценки SROI, в целом.

Мы очень надеемся, что данный тренинг и полученные участниками знания будет способствовать общему развитию в России понимания, культуры и согласованности в области оценки и измерения социальных результатов, а также развитию и экономических подходов к оценке.

Спасибо Джереми Николсу за замечательный тренинг. Спасибо участникам за высокую вовлеченность, правильные вопросы и обратную связь.

Видео с отзывами участников и фотографии с тренинга  размещены на наших акканутах в социальных сетях.

Метки: , ,