Социальное предпринимательство на площадке ОГФ-2015

Фото: FB-страница В.Вайнера

Фото: FB-страница В.Вайнера

Обсуждению социального предпринимательства была посвящена экспертная площадка III Общероссийского гражданского форума (21.11.2015).

Координатором выступил  Леонид Гозман, президент фонда «Перспектива», член КГИ. В преддверии форума Slon опубликовал статью Л.Гозмана Новый капитализм. Что такое социальное предпринимательство?, в которой подробно представлена позиция автора и есть много интересных примеров социального предпринимательства.

На площадке СП основные дискуссии традиционно были вокруг самого понятия и критериев социального предпринимательства, мер поддержки в современных непростых экономических условиях.

После обзорных докладов А.Московской (НИУ ВШЭ), Н.Ларионовой (Министерство экономического развития РФ), В.Вайнера (Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway) и А.Гулявиной (Impact HUB), участники интенсивно работали в двух подгруппах. Разделение проходило по наличию и характеру вовлеченности власти в развитие СП — власть благосклонна и конструктивна к СП либо  же бездействует или препятствует. Первую группу модерировал В.Вайнер, вторую — С.Голубев (ОПОРА РОССИИ).фото

По результатам работы, участники сформулировали свое видение, принимая во внимание, что новых источников финансирования у государства в ближайшее время не будет, а соответственно, нужно предлагать решения, направленные на более эффективное использование уже имеющихся ресурсов. Залог успеха — наглядные доказательства и демонстрация для государства социальной и экономической эффективности инвестиций в развитие социального предпринимательства. И здесь важность оценки социальных результатов, наличие конкретных инструментов трудно переоценить.

В некоторой степени, речь идет и о политическом контексте — органы власти и местного самоуправления также заинтересованы в снижении остроты социальных проблем, и в этом смысле поддержка эффективных, «классных» социальных предприятий или проектов позволяет им продемонстрировать полезность и правильность своих действий, деятельность в интересах жителей.

Большие сложности для продвижения и развития социального предпринимательства в РФ, конечно, представляет отсутствие четкого понимания, что же такое социальное предпринимательство. Однако здесь важно, чтобы понятие было сформулировано самими социальными предпринимателями, а не было им спущено сверху.

Все чаще российские эксперты обращаются к опыту так называемых корпораций с общественно значимыми целями (Benefit corporations, подробнее можно посмотреть в нашем Дайджесте), международному опыту поддержки социального бизнеса — различных преференций для СП при выделении субсидий или при госзакупках (в частности, британский опыт — Закон о социальной ценности, предполагающий  учет социальных и экологических ценностей при госзакупках услуг).

На площадке была представлена широкая палитра мнений и позиций — самих социальных предпринимателей, органов государственной власти (в лице министерств и ведомств, а также депутата ГД), инвесторов и бизнес-ангелов, крупного бизнеса (СУАЛ), бизнес-ассоциаций, академического и научного сообщества, НКО.

Спасибо организаторам за приглашение принять участие!

Share
Метки: ,