4 октября состоялась сессия «Данные для сектора филантропии» прошла в рамках XX Ежегодной конференции Форума Доноров. Модератором сессии выступила Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия» (см. видео и презентацию).
Основной вопрос, который обсуждался на сессии: какие данные, какая информация фасилитирует развитие сектора филантропии, сектора социальных инвестиций и организаций, в него входящих , как это происходит и каковы на этом пути барьеры и драйверы роста?
Александр Синицын, Генеральный директор Благотворительного фонда семьи Тиньковых, ответил в своем выступлении на следующие вопросы:
- Когда и почему возникла необходимость в сборе данных и проведении исследования.
- Как и с кем обсуждали данные и как происходила трансформация данных в знание.
- Как использовались полученные данных (в т.ч для оценки воздействия программы) Фондом и другими акторами.
Далее Ольга Евдокимова предложила поговорить о процессе управления данными, который включает в себя много этапов – это и определение потребностей, и сбор данных самостоятельно или с привлечением других организаций, подготовка их к использованию и анализ, принятие решений, хранение данных и уничтожение. «Этот целостный процесс требует такого же управления, как и другие процессы в организации. И такое управление, по идее, должно основываться на ценностях и принципах, принятых в организации» — отметила Ольга.
Борис Калатин, Генеральный директор БФ «Почёт», который более 20 лет активно участвует в реализации социальной политики ОАО «РЖД» с целью обеспечения социальными гарантами неработающих пенсионеров Холдинга, ответил на следующие вопросы:
- Как устроена в целом система сбора , хранения, анализа данных? Каков уровень вовлеченности благополучателей в эту систему на каждом этапе, включая, принятие решений? Какими ценностями и принципами при этом руководствуется фонд?
- Какие данные и от кого собираются для реализации программ? Как они хранятся и обрабатываются/применяются?
- Какие есть особенности сбора данных у благополучателей фонда? Обсуждаются ли и каким образом результаты анализа данных и принимаемых решений с благополучателями?
- Как были скорректированы программы по итогам проведения исследования?
После обсуждения того, как могут вовлекаться разные заинтересованные стороны и благополучатели в процессы сбора данных, Ольга Евдокимова предложила поговорить о том, как вовлекается сама организация, когда она принимает решение отдать сбор и анализ данных стороннему подрядчику. На каких этапах и почему организации стоит более интенсивно погружаться в какие-то процессы, например, в интерпретацию выводов, и какую пользу при этом она для себя могла получить (развивая свои компетенции квалифицированного заказчика).
Виктория Пономарёва, руководитель направления по корпоративным коммуникациям Арконик Россия, ответила на эти вопросы в своем выступлении. Арконик считает приоритетным направлением своих благотворительных программ в регионе – поддержку технического образования для создания кадрового потенциала для Индустрии 4.0. Основные вопросы, которые затронула Виктория:
- Какие данные собирались относительно реализуемой программы и почему встала необходимость собирать дополнительные данные?
- Как был организован процесс сбора и анализа данных, в т.ч. интерпретация данных и выработка рекомендаций? Насколько новыми были для организации эти данные? На каких этапах был вовлечен Заказчик и другие стейкхолдеры?
- Как были использованы данные и как происходило распространение результатов?
Продолжая сессию, Ольга Евдокимова упомянула «Доклад о мировом развитии 2021: данные для лучшей жизни» , который начинается с оценки того, как более эффективное и повторное использование данных может улучшить структуру государственной политики, программ и предоставления услуг, а также повысить эффективность рынка и создание рабочих мест за счет роста частного сектора. Далее темой обсуждения стала открытость и доступность данных, их распространение и повторное использование результатов.
Андрей Андрусов, Инвестиционный директор центра СОЛь, ответил на вопросы:
- Планируется ли изначально, как и кем могут использоваться исследования Центра, и влияет ли это на весь процесс?
- Как сопоставимость данных, доверие к ним, влияют на то, чтобы к данным обращалось больше акторов?
- Как хранятся и кем используются (кроме Исполнителя) полученные данные?
Юлия Ходорова, ведущий консультант БФ «Культура благотворительности», член Совета фонда, развила тему использования данных, в частности, коснувшись вопросов:
- Как грантодатели используют данные/знания, которые заявители и грантополучатели им поставляют в заявках и отчетах?
- Есть ли запрос от грантодателей на таксономию, классификацию, кодификацию типов практик, результатов, активностей, типов поддержки и услуг и пр.?
- Используют ли доноры данные?
- Вовлекают ли доноры в дизайн и интерпретацию данных грантополучателей/благополучателей?
- Какой инфраструктуры не достает сектору в целом, чтобы максимизировать использование данных?
Тао Цзе, Основатель и президент YISHAN, Китайского центра данных о благотворительности, представил 2 практических кейса, отвечая на вопрос: Какая создана инфраструктура в Китае, чтобы повысить прозрачность и эффективность сектора филантропии с помощью использования данных?
В конце обсуждения спикеры ответили на вопросы из зала.