8 декабря участники проекта «Больше историй» прошли тренинг по сбору историй от подростков. В тренинге участвовали 26 специалистов из 8 НКО.
Тренинг провел Сергей Ткач — ведущий социолог Центра прикладной социологии СПБГУ, работает в сфере организации и реализации программ профилактики девиантного поведения молодежи более пяти лет, проводит социальные и прикладные исследования в области социологии.
В теоретической части тренинга он рассказал о подготовке и проведении нарративного интервью. В частности, о сценариях и вопросах нарративного интервью, о подготовке информанта, о принципах и преимуществах метода (презентация).
Краткое содержание теоретической части:
- В нарративном интервью, вопросы заменяются нарративным импульсом, который вызывает чувство поделиться собственной историей.
- В случае с подростками, сторителлинг может быть более эффективным, чем обычное интервью, потому что подростки могут быть более открытыми и готовы рассказывать о своем опыте.
- Для успешного сторителлинг-интервью с подростками, важно создать комфортную обстановку и получить информированное согласие от ребенка и родителей.
- Предлагаются два основных сценария проведения интервью: первый — нарративное интервью, где рассказ идёт в естественной последовательности, и второй — полуструктурированное интервью, где задаются конкретные вопросы. Преимущества нарративного интервью: сохранение связности и картины мира информанта, ориентация на события, которые были определяющими для него. Преимущества полуструктурированного интервью: возможность задавать конкретные вопросы, получение информации на темы, которые интересны исследователю
- Третий сценарий — глубинное интервью, которое обычно не рекомендуется из-за изнурительности для информанта и долгой продолжительности интервью. Основные преимущества полуструктурированного интервью: возможность задавать конкретные вопросы, получение информации на темы, которые интересны исследователю.
Вопросы от специалистов НКО, которые обсуждались на тренинге:
- Сколько времени может занимать интервью?
- При каких условиях специалист, который работает с ребенком и хорошо его знает, может быть интервьюером?
В практической части участники в командах тренировались задавать вопросы для нарративного интервью, а потом обсудили итоги работы в командах.
18 участников тренинга заполнили анкету обратной связи.
55,6% респондентов сообщили, что тренинг точно был им полезен, 38,9% — что скорее полезен, 5,6% не нашли тренинг полезным для себя. Респондент, давший отрицательную оценку, пояснил ее тем, что не нашел на тренинге «ничего специфического именно про подростков и нюансы работы с ними».
Практика была полезна. Полезен комментарий об отличии интервью от истории, что истории — более привычная для людей форма коммуникации, а интервью воспринимается как что-то искусственное и в этом его ограничение.
50% заполнивших анкету сообщили, что скорее будут дорабатывать свой инструментарий для сбора историй от подростков, 38,9% — что точно будут, 11% затруднились с ответом.
44% респондентов сообщили, что скорее готовы проводить пилотные интервью с подростками, 38,9% — что точно готовы, 11% ответили, что скорее не готовы проводить интервью.
На вопрос «Какая поддержка вам нужна для пилотирования инструментария?», участники сообщили, что хотели бы получить консультационную поддержку в случае появления вопросов и сложностей в ходе пилотирования или супервизию.
По поводу того, какие вопросы по сбору историй от подростков остаются у них после тренинга, участники сообщили, что хотели бы поучаствовать в обсуждении с сообществом случаи из практики, а также получить инструктаж по методике «Фотоголос» по поводу того, сколько фото использовать как опорный материал.
Видео теоретической части доступно по ссылке.
Проект «Больше историй» реализуется АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.