Представляем результаты отчета об оценке проекта «Больше историй».
Сроки реализации проекта (исследуемый период): 01.07.2023-30.06.2024
Цель проекта – расширить применение практик вовлечения благополучателей в деятельность НКО сферы детства.
Задачи
- Повысить мотивацию и компетенции специалистов НКО по вопросам вовлечения благополучателей в свою деятельность, использования практик сторителлинга как оценки с участием благополучателей.
- Обеспечить реальные кейсы по вовлечению благополучателей в оценку, использования сторителлинга в оценке через оказание комплексной индивидуальной методической поддержки НКО (конкурсный набор).
- Обеспечить для НКО доступность инструментов (кейсы, инструментарий, пошаговые руководства) и подходов по вовлечению благополучателей в оценку, использование сторителлинга в оценке.
- Популяризовать в профессиональном сообществе (НКО, органы власти, доноры, СМИ и пр.) тему вовлечения благополучателей в свою деятельность, в т.ч. в оценку.
Проект «Больше историй» призван способствовать тому, чтобы НКО сферы детства активнее вовлекали благополучателей (детей/подростков/молодых взрослых от 10 до 23 лет, а также их родителей или законных представителей) в свою деятельность, проводили оценку с участием благополучателей, научились на системной основе слушать и слышать их голос (сторителлинг), совместно обсуждать результаты оценки и идеи по улучшению социальных программ. В рамках проекта мы обеспечиваем бесплатный доступ к уникальному специализированному курсу МГППУ по организации участия детей в принятии решений; проведение серии методических вебинаров и мастер-классов по теме использования сторителлинга как метода вовлечения благополучателей в оценку программ и даем возможность получить комплексную индивидуальную поддержку “под ключ” организациям сферы детства, выбранным на конкурсной основе.
Широкий пул сформированных партнерств позволяет рассматривать преимущества и ограничения сторителлинга для разных организационных процессов и стейкхолдеров, а совместные публичные мероприятия федерального масштаба с участием представителей органов власти (Аппарат Уполномоченного по правам ребенка) и научного сообщества (МГППУ) способствуют популяризации темы и росту культуры и механизмов вовлечения благополучателей сферы детства в принятие решений. Таким образом планируется развитие поддерживающей среды для более активного и масштабного внедрения этих практик в деятельность НКО.
Проект реализовывался АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.
Автор отчета: Арчакова Татьяна, член Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП), член Межотраслевого профессионального сообщества «Оценка программ и проектов в сфере детства», директор АНО «Дирижабль».
Основные выводы отчета об оценке проекта
У сотрудников НКО – благополучателей проекта повысился уровень информированности, компетенции и мотивация использовать сторителлинг в оценке своих программ и проектов, вовлекать благополучателей в принятие решений. Эти социальные результаты достигались во всех форматах проекта (курс МГППУ, курс вебинаров, индивидуальное сопровождение НКО), в отношении всех этих результатов прослеживается связь с реальной практикой специалистов-благополучателей.
- Участники КПК «Организация участия детей в принятии решений, касающихся их жизни» оценили рост своей информированности, мотивации и компетенций по вовлечению детей на 8-10 баллов.
- Участники курса методических вебинаров по сторителлингу продемонстрировали значительный прирост уровня информированности по тесту знаний: до курса результаты теста распределялись в диапазоне от 5 до 13 баллов, а после – от 10 до 17, и 4 участника набрали максимальный балл. Большинство участников по итогам курса запланировали практические шаги по применению полученных знаний, например, включить сторителлинг в оценку конкретного проекта или применить IT-инструменты для расшифровки интервью.
- У сотрудников НКО на индивидуальном сопровождении повысился уровень компетенций и мотивации в сферах вовлечения родителей и использования сторителлинга: по данным анкетирования, 91,3% считает, что в следующий раз смогут самостоятельно собирать истории у детей; у 91% укрепилась уверенность в важности встреч для обсуждения своей работы с благополучателями. В интервью они рассказывали о широком круге новых компетенций, которые они и их коллеги освоили в ходе проекта.
Благополучатели – родители и дети получили новые навыки, вырос их лидерский потенциал и повысилась мотивация. Большинство родителей (82%) увидели свое влияние на работу организации через сторителлинг и обсуждение историй. По 39% детей и родителей уверены, что хотели бы участвовать в аналогичных проектах или в жизни НКО в целом. В закрытых вопросах дети сравнительно редко выбирали вариант «Не знаю», им удавалось сформулировать свое отношение к процессу и результатам участия. В анкетах обратной связи и на фасилитационных встречах они отмечали, что у них повысились навыки самопрезентации и самоанализа («Говорить о себе и анализировать себя и свои достижения»), коммуникации («Общаться и понимать людей») и появился опыт, когда их мнение учитывалось («Мне понравилось, что мое мнение учитывают, хотя я не взрослая»).
Родители отмечали, что рассказывание историй и фасилитационные встречи помогли отрефлексировать изменения в себе самом и в отношениях с ребенком («Возможность проанализировать себя и взаимоотношения с подопечным, возможность поделиться с интересующимися»), а также осмыслить пройденный путь («Концентрированное подведение итогов приёмного родительства»). Рост их включенности отмечали внешние фасилитаторы и сотрудники НКО.
Результат достигнут в значительной степени для обеих подгрупп благополучателей: родителей и детей.
Организациям в целом удалось успешно апробировать формат участия детей в оценке (если ранее его не было) или повысить вовлеченность детей (перейти от анкетирования – к историям и их обсуждению), а также повысить вовлеченность родителей с разным уровнем активности на старте проекта.
У НКО – участников проекта повысился уровень зрелости процессов МиО в отношении сбора обратной связи от благополучателей (в том числе, от «сложных» категорий) и триангуляции источников данных МиО (количественных и качественных). Участники индивидуального сопровождения также повысили уровень доказательности своих программ: получили результаты оценки с участием внешних экспертов; разработали, дополнили или верифицировали логические модели своих программ; пополнили или доработали инструментарий для мониторинга. Им удалось в значительной степени расширить применение практик вовлечения благополучателей в свою деятельность, в том числе внедрить в регулярную практику новые для себя форматы вовлечения детей.
Незапланированными позитивными результатами проекта стали: развитие проектного и оценочного потенциала команд НКО, укрепление взаимодействия между НКО, а также возможность решать конкретные задачи по укреплению отношений с благополучателями. В некоторых организациях выраженность запланированного результата (интенсивность участия благополучателей) оказалась выше ожидаемой. Негативных незапланированных результатов не обнаружено.
Для дальнейшего развития темы сторителлинга в оценке программ в сфере детства участники проекта предложили:
- Углубленно обсуждать методологические вопросы использования сторителлинга в оценке (как совместить истории, которые благополучатель рассказывает о своем целостном опыте, и потребность НКО в ответах на оценочные вопросы о конкретных проектах и услугах; как разграничить сторителлинг и глубинные интервью, как принять аргументированное решение об использовании сторителлинга и др.).
- Попробовать применить разные виды сторителлинга: фото- и видеоголос, календарь историй и другие
- Научиться использовать сторителлинг для разных целевых групп; в т.ч. как готовить «равных» интервьюеров, как использовать сторителлинг в команде сотрудников НКО
- Углубленное развитие навыков, важных для сторителлинга, в том числе навыки интервьюирования, с акцентом на особенности диалога со сложными группами детей (дети с РАС, подростки с низкой стартовой мотивацией); использования IT-инструментария для обработки данных (в том числе, обучение этому в формате практикумов); анализа данных – как самостоятельно, так и с т.з. постановки технического задания внешним аналитикам
- Построить модель компетенций, необходимых для проведения оценки методом сторителлинга, на основе которой организации смогут выбирать внешних оценщиков для этой задач
Видео с публичным представлением отчета.
Полный текст отчета доступен по ссылке.