Несмотря на кажущуюся «гламурность» в высказываниях спикеров, которую отметила Наталья Каминарская, выступая модератором первой сессии в рамках XI ежегодной конференции «Благотворительность в России» (27 февраля 2015 года), в результате данной дискуссии могут получиться действительно полезные рекомендации по эффективному партнерству для филантропического сектора. Надеемся, что организаторы конференции активно этому поспособствуют, подводя ее итоги.
Очень важно, что и спикеры и участники конференции среди множества перечисленных ключевых факторов успеха партнерства озвучили такие как:
— разделение участниками партнерства этических принципов и ценностей;
— целеполагание и совместное планирование ожидаемых результатов и показателей;
— необходимость дополнения и обогащения друг друга;
— открытость, прозрачность отношений и отчетности;
— разделение ответственности как за достигнутые, так и не достигнутые результаты и, работа над ошибками.
Безусловно, реализуя на практике партнерские инициативы, не всегда удается определить, обговорить, учесть и согласовать все аспекты, но важно, что общество их понимает и озвучивает.
Имея в числе своих стратегических партнеров как коммерческие, так и некоммерческие организации, вопросами повышения эффективности взаимодействия НКО и бизнеса мы озадачились еще в 2013 году.
В результате, были разработаны Рекомендации по взаимодействию НКО с бизнес-компаниями, в которых, в качестве главной цели мы обозначили: «Более эффективную реализацию миссии за счет расширения спектра возможностей взаимодействия», а уже потом «Диверсификацию источников, механизмов финансирования и устойчивое развитие».
Это, на наш взгляд, частично дает ответ на вопрос, что считать партнерством, а что нет (подразумевая грантовые отношения и отношения заказчик-подрядчик), который был задан в рамках конференции. Не столь важна форма партнерства, сколько те принципы и качества, на которых оно основывается и реализуется.
Наши рекомендации по теме партнерства следующие:
— Осознавайте и понимайте разнообразие бизнес-возможностей, дифференцируйте и подбирайте;
— Проводите дью-дилидженс (анализ партнеров) перед тем, как сформировать свое предложение о партнерстве;
— Определите место бизнес-партнеров (профиль, объемы, приоритетный профиль) в стратегии;
— Партнерство должно пройти этап тщательной разработки: определения целей и задач, планирования действий каждого партнера, определения вкладываемых ресурсов, промежуточных и конечных результатов;
— Чем больше ресурсов вкладывают организации в совместную деятельность, тем серьезнее надо подойти к оценке рисков и управленческим решениям по их снижению;
— Отчетность партнеров должна быть взаимной, построенной по заранее оговоренным и утвержденным параметрам, отражающим достижение ожидаемых результатов каждой отчитывающейся стороны;
— Уделяйте максимум внимания текущим партнерам, но не забывайте инвестировать время в поиски новых (Правило Парето).