Предложения «Эволюшн энд Филантропи»

Подготовлены для обсуждения в рамках круглого стола Социальные инвестиции в НКО: как увеличить их объем и повысить эффективность?19.01.2015.

recommend

Механизм

Рекомендации государству

Рекомендации НКО

  1. Этап планирования
Терминология В рамках НИРа ВУЗа (например, ГУ ВШЭ) поручить  сформировать глоссарий и  предложения по законодательному закреплению термина СИ (с учетом консультаций с ключевыми заинтересованными сторонами) Участие в формировании глоссария и практики по СИ
Согласование целей и показателей с донорами и благополучателями 1) Интеграция программы государственной поддержки СО НКО с приоритетами и стратегией государства в социальной сфере – разработка стратегии гос.поддержки СО НКО, формирование списка приоритетных направлений, целевых показателей и индикаторов, и пр.2) Стандартизация социальных результатов и показателей в социальной сфере для ключевых игроков – провайдеров социальных услуг, грантооператоров и пр.;3) Открытость и подотчетность Общественных и экспертных Советов перед НКО-сообществом.
  • Активное участие в выработке перечня и подходов формирования стандартных социальных результатов и показателей.
  • Поощрять НКО (внутри организации и грантополучателей) к совместной разработке теории изменений проектов и программ.
  • Вовлечение благополучателей на всех этапах реализации проекта, в том числе планирования его дизайна.
Развитие проектной культуры
  • обучение принципам и технологиям проектной работы специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);
  • сделать «социальное проектирование» одним из приоритетных направлений в рамках поддержки СО НКО, выделять финансирование на организационное развитие НКО;
  • на базе грантооператоров организовывать обучающие модули (онлайн/оффлайн и пр.) – в первую очередь для будущих заявителей конкурса гос.поддержки для СО НКО;
  • Введение в конкурсную документацию (заявка) описание Теории изменений или логической рамки;
  • Формирование открытых баз данных / баз знаний поддержанных государством социальных проектов;
  • Включить в учебные программы вузов курсы или элементы, направленные на развитие компетенций в области планирования, мониторинга и оценки социальных программ, социального проектирования и инжиниринга (в том числе для государственных служащих, НКО, в программы бизнес-образования).
  • Популяризация темы планирования социальных результатов, в том числе через информационную и методическую поддержку, создание и распространение соответствующих методических изданий и информации об инструментах.
  • НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на организационное развитие;
  • Поощрять развитие проектной культуры в России через поддержку организации и проведения специализированных публичных и обучающих мероприятий для НКО;
  • Повышать квалификацию своих сотрудников в области проектной деятельности, участвовать в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
  • Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о реализованных социальных проектах и программах;
  • Изучать международный и российский опыт и инструменты в области планирования социальных результатов.
Сбор, изучение и взаимный обмен  информацией о потребностях целевых социальных групп, способах решения социальных проблем
  • Разработка или финансирование открытой технологической онлайн-платформы для сбора и обмена знаниями по единым группам социальных результатов, соответствующим показателям и инструментам их измерения.
  • Формирование баз данных / знаний поддержанных государством проектов;
  • Обеспечение доступности отчетов по конкурсной деятельности – включить в документацию конкурсов на предоставление грантов требование обязательной публикации полученных результатов;
  • Федеральной службе государственной статистики: сбор данных, соответствующих единым показателям оценки эффективности социальных программ; создание раздела: «для НКО»;
  • Грантооператорам – развивать стандарты, мотивирующие НКО-грантоискателей подтверждать свои притязания на поддержку экспертным мнением по всем аспектам проектов (например, приложение публичных исследовательских отчётов по проблематике проекта).
  • Министерству образования и науки РФ:
  • обучение навыкам пользования статистических данных при планировании и реализации социальных программ;
  • проведение и открытая публикация результатов НИРов по социальной тематике;
  • Популяризация ресурсов, на которых можно получить соответствующую информацию.
  • Подписание Хартии о всемирном массиве данных филантропического сообщества;
  • Повышать квалификацию своих сотрудников в области навыков использования статистической и иной релевантной информации при планировании социальных программ;
  • НКО-грантооператорам – развивать стандарты, мотивирующие НКО-грантоискателей подтверждать свои притязания на поддержку экспертным мнением по всем аспектам проектов (например, приложение публичных исследовательских отчётов по проблематике проекта).
  • НКО, поддерживающим тематические направления, формировать базы знаний / данных, включающих статистические данные, результаты исследований, в т.ч. социологических, опыт реализованных проектов по направлению поддержки НКО.
  1. Этап реализации проекта (мониторинг)
Контроль качества услуг, проектов, программ
  • Мониторинг внедрения стандартов качества услуг, работ и товаров в социальной сфере
  • Формирование стандартов качества услуг, проектов и программ внутри организации
  • Активное участие в процессе выработки единых подходов и стандартов качества услуг, проектов, программ
Система измерения и мониторинга
  • обучение принципам, методам и инструментам измерения и мониторинга социальных проектов и программ специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);
  • Технологическая и информационная поддержка социальных проектов и программ (создание IT-платформ)
  • Создание онлайн-баз показателей, инструментов измерения и мониторинга социальных программ и проектов
  • Популяризация методов и инструментов измерения и мониторинга социальных программ и проектов, информационная и методическая поддержка.
  • НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на развитие системы измерения и мониторинга;
  • Повышать развитие соответствующих навыков сотрудников и руководителей НКО, принимать участие в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
  • Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о реализованных социальных проектах и программах;
  • Изучать международный и российский опыт и инструменты в области мониторинга и измерения социальных результатов.
  1. Этап оценки и отчетности
Система оценки 1) Министерству образования Российской Федерации: обеспечить вовлеченность научных и научно-педагогических кадров в разработку единого языка и общих подходов (стандартов) к оценке эффективности социальных программ и проектов.2) Обучение принципам, методам и инструментам оценки социальных проектов и программ специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);

  • Финансирование расходов на проведение оценки социальных программ, как государственных, так и в рамках государственной поддержки СО НКО (грантополучатели);
  • 4) Единые принципы оценки социальных услуг, реализуемых при государственном финансировании (гос.заказ).
  • 5) Учитывать создаваемые социальные ценности в тендерных механизмах.
  • Создание онлайн-баз показателей, инструментов измерения и оценки социальных программ и проектов;
  • 7) Популяризация оценки социальных программ и проектов, оказание информационной и методической поддержки.
  • НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на развитие внутренней системы оценки в НКО и оценки социального воздействия;
  • Повышать развитие соответствующих навыков сотрудников и руководителей НКО, принимать участие в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
  • Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о результатах реализованных социальных проектах и программах;
  • Изучать международный и российский опыт и инструменты в области оценки эффективности и оценки социального воздействия.
Прозрачность и подотчетность 1) Обеспечить доступность отчетов по конкурсной деятельности – включить в документацию конкурсов на предоставление субсидий СО НКО требование обязательной публикации полученных результатов по универсальной форме, включая описание непрогнозируемых результатов; сложности, препятствия, пути выхода из них;

  • Повышение эффективности экспертной оценки проектов СО НКО: не только на этапе подачи заявки, но и отчетности (промежуточной и итоговой)
1) Повышать развитие культуры отчетности и прозрачности (в том числе через внедрение стандартов отчетности);2) Участвовать в Конкурсах годовых отчетов НКО;3) Публиковать результаты реализованных проектов и программ, обмениваться информацией.4) Изучать международный опыт и стандарты отчетности (в том числе GRI). 
     4. Финансовая устойчивость
  • Обеспечить доступ к разнообразным финансовым ресурсам , развивать инновационные механизмы социального инвестирования ( социальные облигации, формирование специальных фондов , биржи социальных проектов, инвестирование средств эндаумент-фондов в социальные предприятия)

 

Повышать компетенции в области финансового менеджмента
Управление знаниями и инновациями
  • Учреждение Фонда поддержки социальных инноваций и социальных инвестиций.
  • С целью повышения прозрачности российского бизнеса, некоммерческих организаций и органов государственной власти и местного самоуправления, а также выявления и распространения лучших практик социального инвестирования в России организовать проведение национального конкурса / составление рейтинга лучших провайдеров социальных услуг в каждом социальном сегменте (образование, здравоохранение и пр.).
Учреждение / участие в Фонде поддержки социальных инноваций и социальных инвестиций.
Метки: , ,