- Этап планирования
|
Терминология |
В рамках НИРа ВУЗа (например, ГУ ВШЭ) поручить сформировать глоссарий и предложения по законодательному закреплению термина СИ (с учетом консультаций с ключевыми заинтересованными сторонами) |
Участие в формировании глоссария и практики по СИ |
Согласование целей и показателей с донорами и благополучателями |
1) Интеграция программы государственной поддержки СО НКО с приоритетами и стратегией государства в социальной сфере – разработка стратегии гос.поддержки СО НКО, формирование списка приоритетных направлений, целевых показателей и индикаторов, и пр.2) Стандартизация социальных результатов и показателей в социальной сфере для ключевых игроков – провайдеров социальных услуг, грантооператоров и пр.;3) Открытость и подотчетность Общественных и экспертных Советов перед НКО-сообществом. |
- Активное участие в выработке перечня и подходов формирования стандартных социальных результатов и показателей.
- Поощрять НКО (внутри организации и грантополучателей) к совместной разработке теории изменений проектов и программ.
- Вовлечение благополучателей на всех этапах реализации проекта, в том числе планирования его дизайна.
|
Развитие проектной культуры |
- обучение принципам и технологиям проектной работы специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);
- сделать «социальное проектирование» одним из приоритетных направлений в рамках поддержки СО НКО, выделять финансирование на организационное развитие НКО;
- на базе грантооператоров организовывать обучающие модули (онлайн/оффлайн и пр.) – в первую очередь для будущих заявителей конкурса гос.поддержки для СО НКО;
- Введение в конкурсную документацию (заявка) описание Теории изменений или логической рамки;
- Формирование открытых баз данных / баз знаний поддержанных государством социальных проектов;
- Включить в учебные программы вузов курсы или элементы, направленные на развитие компетенций в области планирования, мониторинга и оценки социальных программ, социального проектирования и инжиниринга (в том числе для государственных служащих, НКО, в программы бизнес-образования).
- Популяризация темы планирования социальных результатов, в том числе через информационную и методическую поддержку, создание и распространение соответствующих методических изданий и информации об инструментах.
|
- НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на организационное развитие;
- Поощрять развитие проектной культуры в России через поддержку организации и проведения специализированных публичных и обучающих мероприятий для НКО;
- Повышать квалификацию своих сотрудников в области проектной деятельности, участвовать в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
- Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о реализованных социальных проектах и программах;
- Изучать международный и российский опыт и инструменты в области планирования социальных результатов.
|
Сбор, изучение и взаимный обмен информацией о потребностях целевых социальных групп, способах решения социальных проблем |
- Разработка или финансирование открытой технологической онлайн-платформы для сбора и обмена знаниями по единым группам социальных результатов, соответствующим показателям и инструментам их измерения.
- Формирование баз данных / знаний поддержанных государством проектов;
- Обеспечение доступности отчетов по конкурсной деятельности – включить в документацию конкурсов на предоставление грантов требование обязательной публикации полученных результатов;
- Федеральной службе государственной статистики: сбор данных, соответствующих единым показателям оценки эффективности социальных программ; создание раздела: «для НКО»;
- Грантооператорам – развивать стандарты, мотивирующие НКО-грантоискателей подтверждать свои притязания на поддержку экспертным мнением по всем аспектам проектов (например, приложение публичных исследовательских отчётов по проблематике проекта).
- Министерству образования и науки РФ:
- обучение навыкам пользования статистических данных при планировании и реализации социальных программ;
- проведение и открытая публикация результатов НИРов по социальной тематике;
- Популяризация ресурсов, на которых можно получить соответствующую информацию.
- Подписание Хартии о всемирном массиве данных филантропического сообщества;
- Повышать квалификацию своих сотрудников в области навыков использования статистической и иной релевантной информации при планировании социальных программ;
- НКО-грантооператорам – развивать стандарты, мотивирующие НКО-грантоискателей подтверждать свои притязания на поддержку экспертным мнением по всем аспектам проектов (например, приложение публичных исследовательских отчётов по проблематике проекта).
- НКО, поддерживающим тематические направления, формировать базы знаний / данных, включающих статистические данные, результаты исследований, в т.ч. социологических, опыт реализованных проектов по направлению поддержки НКО.
|
|
- Этап реализации проекта (мониторинг)
|
Контроль качества услуг, проектов, программ |
- Мониторинг внедрения стандартов качества услуг, работ и товаров в социальной сфере
- Формирование стандартов качества услуг, проектов и программ внутри организации
- Активное участие в процессе выработки единых подходов и стандартов качества услуг, проектов, программ
|
|
Система измерения и мониторинга |
- обучение принципам, методам и инструментам измерения и мониторинга социальных проектов и программ специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);
- Технологическая и информационная поддержка социальных проектов и программ (создание IT-платформ)
- Создание онлайн-баз показателей, инструментов измерения и мониторинга социальных программ и проектов
- Популяризация методов и инструментов измерения и мониторинга социальных программ и проектов, информационная и методическая поддержка.
- НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на развитие системы измерения и мониторинга;
- Повышать развитие соответствующих навыков сотрудников и руководителей НКО, принимать участие в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
- Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о реализованных социальных проектах и программах;
- Изучать международный и российский опыт и инструменты в области мониторинга и измерения социальных результатов.
|
|
- Этап оценки и отчетности
|
Система оценки |
1) Министерству образования Российской Федерации: обеспечить вовлеченность научных и научно-педагогических кадров в разработку единого языка и общих подходов (стандартов) к оценке эффективности социальных программ и проектов.2) Обучение принципам, методам и инструментам оценки социальных проектов и программ специалистов и руководителей организаций, участвующих в стратегическом планировании, реализации социальных программ и проектов, а также распределении средств на эту деятельность (НКО, соответствующие ОГВ, грантооператоры);
- Финансирование расходов на проведение оценки социальных программ, как государственных, так и в рамках государственной поддержки СО НКО (грантополучатели);
- 4) Единые принципы оценки социальных услуг, реализуемых при государственном финансировании (гос.заказ).
- 5) Учитывать создаваемые социальные ценности в тендерных механизмах.
- Создание онлайн-баз показателей, инструментов измерения и оценки социальных программ и проектов;
- 7) Популяризация оценки социальных программ и проектов, оказание информационной и методической поддержки.
- НКО, выполняющим грантодающие функции, предусматривать финансирование статей, направленных на развитие внутренней системы оценки в НКО и оценки социального воздействия;
- Повышать развитие соответствующих навыков сотрудников и руководителей НКО, принимать участие в профильных публичных мероприятиях (конференциях и пр.);
- Активно делиться опытом (в т.ч. негативным) о результатах реализованных социальных проектах и программах;
- Изучать международный и российский опыт и инструменты в области оценки эффективности и оценки социального воздействия.
|
|
Прозрачность и подотчетность |
1) Обеспечить доступность отчетов по конкурсной деятельности – включить в документацию конкурсов на предоставление субсидий СО НКО требование обязательной публикации полученных результатов по универсальной форме, включая описание непрогнозируемых результатов; сложности, препятствия, пути выхода из них;
- Повышение эффективности экспертной оценки проектов СО НКО: не только на этапе подачи заявки, но и отчетности (промежуточной и итоговой)
|
1) Повышать развитие культуры отчетности и прозрачности (в том числе через внедрение стандартов отчетности);2) Участвовать в Конкурсах годовых отчетов НКО;3) Публиковать результаты реализованных проектов и программ, обмениваться информацией.4) Изучать международный опыт и стандарты отчетности (в том числе GRI). |
4. Финансовая устойчивость |
|
- Обеспечить доступ к разнообразным финансовым ресурсам , развивать инновационные механизмы социального инвестирования ( социальные облигации, формирование специальных фондов , биржи социальных проектов, инвестирование средств эндаумент-фондов в социальные предприятия)
|
Повышать компетенции в области финансового менеджмента |
Управление знаниями и инновациями |
- Учреждение Фонда поддержки социальных инноваций и социальных инвестиций.
- С целью повышения прозрачности российского бизнеса, некоммерческих организаций и органов государственной власти и местного самоуправления, а также выявления и распространения лучших практик социального инвестирования в России организовать проведение национального конкурса / составление рейтинга лучших провайдеров социальных услуг в каждом социальном сегменте (образование, здравоохранение и пр.).
|
Учреждение / участие в Фонде поддержки социальных инноваций и социальных инвестиций. |