Показатели эффективности в сфере культуры: за и против

Фото Натальи Дорошевой

25 сентября 2015 года в рамках Культурного Форума регионов России состоялась открытая дискуссия на тему «Показатели эффективности в сфере культуры: за и против».

Хорошим поводом для «плотной» дискуссии» стало обсуждение предварительных результатов исследования, проведенного АНО «Эволюция и филантропия» по заказу Благотворительного фонда В.Потанина.

Ольга Евдокимова (директор АНО «Эволюция и филантропия») представила обзор международных практик оценки социального воздействия культурных инициатив, существующие подходы, сложности и решения (презентация).

Обсуждение эффективности, социального  воздействия учреждений культуры, выбор адекватных показателей — новая и пока непривычная тема, в том числе для российского профессионального сообщества. Более привычно представление о полезности культуры «по умолчанию» , финансирование «из любви к искусству», оценка эффективности по количественным валовым показателям (число посетителей), качества — по отсутствию негативных отзывов посетителей.

Если культурные инициативы рассматривать как проекты или программы, то методология достаточно универсальна и разработана, российские специалисты готовы приступить к такой работе — был бы запрос.

Если же говорить об оценке культурных учреждений как института, изучении его социального воздействия, то это пока относительно новое направление исследований, хотя тренд развивается (например, исследование Эрмитаж для города и горожан: результаты оценки экономического и социального вклада музея в жизнь Санкт-Петербурга, проведенное Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В области оценки социального воздействия культурных инициатив накоплен достаточно богатый международный опыт (особенно в Великобритании), который очень полезно учитывать и использовать (после необходимой адаптации).

Ввести какие-либо показатели  — это одно, а как сделать так, чтобы для учреждений культуры они не стали дополнительным и бессмысленным обременением или имитацией деятельности, а наоборот — драйвером развития?

Основными действительно заинтересованными сторонами становятся доноры (насколько эффективно тратятся выделенные ресурсы?), а также сами учреждения культуры (через профессиональные сообщества), заинтересованные в повышении эффективности деятельности и качества предлагаемых услуг, привлечении дополнительных ресурсов, позиционировании себя в сообществе и пр.

Признавая важность оценки для учреждений культуры, во всем мире со стороны доноров и профессиональных сообществ предпринимаются усилия по развитию оценочной практики — обеспечение соответствующими инструментами, развитие компетенций и пр.

Важную роль в этих процессах оказывает развитие информационно-коммуникационных технологий.

Так, например, появляются универсальные онлайн-базы социальных результатов и показателей, включающие разделы по искусству и культуре. Например, инициативы Cultural Data Project и Global Value Exchange (в российской базе E&P представлен полный перечень  социальных результатов по искусству, культурному наследию, спорту и вероисповеданиям — на русском языке).

Параллельно разрабатываются и тематические базы показателей для использования музеями. Например, в коллекции Oak Institute – 1025 показателей деятельности музеев, собранных из 51 источника. Такие базы результатов и показателей могут служить хорошим заделом для разработки собственной системы измерений социальных результатов и практически любых показателей деятельности учреждений культуры.

В мире активно развиваются и ресурсы для разработки и согласования общих систем измерения. Например, проект Cultural Data проводит регулярный опрос музеев, участие в котором добровольно. Участники проекта, поставляющие свои данные в общую базу, взамен могут сравнить свои данные и результаты с другими музеями (бенчмаркинг).

Появляются и платформы, обеспечивающие сбор и аналитику данных из различных источников, проведение оценки и подготовку отчетности в режиме реального времени. Например, платформа Culture Counts собирает данные обратной связи о качестве и доступности объектов и событий в сфере культуры от самих организаций, других аналогичных организаций, публики и инвесторов. Кроме того, активно интегрируются «большие данные» — статистика по продажам билетов, доходы, Google Analytics и пр.

А что у нас? Учреждения культуры сетуют на противоречивость, сложность и неадекватность показателей, спускаемых государством. Государство, возможно, через какое-то время спустит новые, разработанные в своих недрах…

Откуда ждать перемен?

Наверное, частично — со стороны частных фондов, более гибко реагирующих на ситуацию, обладающих необходимыми ресурсами и мотивацией.

Идеально — изнутри профессионального «культурного» сообщества, которое согласует и введет такие показатели, которые «заразят» и государство, и других доноров.

Утопично? Время покажет.

Благодарим Благотворительный фонд В. Потанина и лично генерального директора Оксану Орачеву за продвижение темы оценки социального воздействия культурных инициатив, а также всех участников за интересную и полезную дискуссию.

 

Публикации о мероприятии:

Журнал «Филантроп»: Красота спасёт мир? Можно ли сделать культуру партнёром в решении социальных проблем?

Репортаж Благотворительного фонда В.Потанина: Нужна ли оценка учреждениям культуры?

Презентация Ольги Евдокимовой «Международная практика оценки социального воздействия культурных инициатив»

Метки: , , , ,