Коммуникации или маркетинг, что в начале?

mailservice21-22 июня 2016 года в Общественной палате Российской Федерации и Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС прошла III Международная конференция «Социальный маркетинг и коммуникации». В этом году она объединила на своих площадках более 40 ведущих спикеров и экспертов, представляющих российский бизнес и НКО, маркетинговое сообщество и специалистов по коммуникациям. Ольга Евдокимова приняла участие в первом дне конференции и поделилась своими впечатлениями: » Эта конференция проходила уже 3 год подряд и довольно сильно отличалась от прошлогодней. Мне лично долгое время было непонятно,  на какую именно аудиторию рассчитаны выступления спикеров. То ли на студентов, которым надо объяснять, что такое маркетинг, то ли на научных cотрудников,  которым интересно погружаться в терминологию, то ли на еще кого. К тому же выступления спикеров ограничивались 7 мин и оттого были порой скомканы и хаотичны. Впрочем, cитуация стала постепенно улучшаться,  когда стали выступать представители бизнес-сообщества и рассказывать о реальных бизнес-кейсах.  Только не очень понятно,  зачем приглашать из года в год одних и тех же спикеров, которые и говорят-то одно и тоже. Например, выступление представителя Лукойла точь-в точь повторило его же прошлогоднее,  оно конечно не стало от этого менее актуальным, но все же. В итоге мнение бизнеса разделилось на условно несколько групп: 1) условное противопоставление благотворительности ( идущее от сердца акционеров) и социальных инвестиций; 2) обязательная связь бизнес и социальных результатов; 3) «регионам все равно, только дайте денег». Надо сказать, что в продвигаемой нами концепции Создания Общей Ценности,  маркетингу отводится ключевая роль. Это  — новые продукты и рынки, это и пересмотр производительности в цепочке поставок и развитие местных сообществ. Так что нам в целом интересно, как будет развиваться социальный маркетинг, тем более,  что в итоговом пост-релизе организаторы заявили, что что социальный маркетинг становится восходящим трендом в условиях быстро меняющегося коммуникационного рынка России. Немного настораживает, что организаторы приписывают маркетингу место (исключительно) на коммуникационном рынке, что в корне, на мой взгляд не верно. У нас часто весь пар уходит в свисток. И здесь, акцент делался больше на коммуникациях ( это и понятно , учитывая состав организаторов), чем на разработке настоящих социальных инноваций.

Был еще момент, который меня глубоко затронул, что даже пришлось выступить на пару с Еленой Тополевой. Один из спикеров ( предствитель компании Авентика, которая по заказу ОП делала какие-то исследования о  состоянии 3 сектора в регионах) долго рассказывал,  как НКО должны перенимать бизнес-подходы и становиться более клиенто-ориентированными. Все бы ничего, да только основной его лозунг был что-то вроде главная задача НКО — предоставлять услуги. Так может заявлять только не вполне  разбирающийся в сути 3 cектора человек. У нас , к сожалению,  в последнее время стало очень модным говорить о роли НКО в оказании соцуслуг. Тут вам и госсредства и законы и всякая иная поддержка. При этом скромно умалчивается  тот факт, что эффективно осказывать эти самые соцуслуги можно только при одновремннном проявлении других не менее важных ролей НКО:защита и контроль общественных интересов, адвокация, развитие сообществ, поддержка самоорганизации граждан и пр. Словом, пришлось поспорить.

 

Метки: