Методика измерения социального воздействия: международный опыт

24 июня 2014 года в бизнес-центре «Александр-хаус» прошел семинар «Методика измерения социального воздействия: международный опыт», центром внимания которого стала презентация Руководства «Социальное воздействие: измерение и управление» (A practical Guide To Measuring And Managing Impact. EVPA, 2013).

DSC_1274

Семинар вызвал большой интерес среди представителей бизнеса, органов государственной власти, НКО, академического сообщества, консультантов и экспертов в области оценки и измерения социального воздействия – всего присутствовало 43 человека, в том числе из  Перми, Архангельска, Ярославля, Томска.

Презентация Руководства прошла в виде совместного выступления Ирины Горшковой (эксперт-аналитик E&P) и Кристины Умани (директора по маркетингу Европейской Ассоциации венчурной филантропии, которая в настоящее время включает 117 членов). Было дано общее описание и характеристики пяти шагов цикла управления и измерения, также по каждому шагу приводились практические примеры. О.Евдокимова делилась опытом освоения Руководства на примере работы E&P и ее стратегических партнеров по Кампании семейной филантропии.

В ходе  презентации и по ее завершении проходил довольно интенсивный обмен мнениями между участниками встречи. Поднимались вопросы: о терминологии и множественных переводах термина impact (воздействие, влияние, эффект, долгосрочные устойчивые изменения); о необходимости корректного измерения достижений программ; о важности глубокого понимания социальных проблем, за решение которых берутся организации; о применимости измерения воздействия в отношении инновационных проектов.

Возник вопрос, кому адресовано Руководство: специалистам, обладающим определенным уровнем знаний или новичкам. По мнению Кристины Умани,  документ представляет собой довольно детальную пошаговую инструкцию, что следует делать социальным инвесторам, которые не имеют обширного опыта в данной области.

DSC_1282

Некоторые участники встречи поделились своим видением и опытом измерения социального воздействия. В частности, речь шла об экономических и эпидемиологических эффектах ВИЧ-сервисных программ,  снижении криминологических показателях программ, направленных на «детей улиц», ценностных изменениях в сообществах, в которых ранее была проведена интенсивная образовательная работа.

Прозвучали неоднозначные оценки состояния дел с социальными программами и измерением их результатов в России. Представители бизнеса высказывались более оптимистично. Например, видится вполне реальным осознанное использование предлагаемого Руководства в рамках системы многолетних грантов корпораций, работающих над решением социальных проблем в моногородах. Оценки представителей НКО были более сдержанные: нет сложившейся и устойчивой практики измерения социальных результатов программ;  далеко не всегда ясны критерии, по которым отбираются организации, получающие государственную поддержку; расхожей является попытка оценивать программы (например, муниципальных), в которых изначально не планировались значимые социальные изменения. Представители государственных организаций, отдавая должное подходу, изложенному в Руководстве, выражали опасение, что на данном этапе его применить крайне затруднительно, особенно в контексте многообразных руководящих документов, поступающих «сверху».

Согласно результатам оценки, проведенной по завершении круглого стола, большинство опрошенных (более 90%) отметило высокое качество мероприятия, которое соответствовала их ожиданиям. Наиболее характерное мнение об информации, полученной на семинаре – часть информации была новой, другая позволила усовершенствовать уже имеющиеся знания, умения и навыки (58%). Все участники отметили полезность полученных знаний, умений, при этом  ¾ опрошенных считают, что они применимы в их практической деятельности. Все респонденты намерены рекомендовать материалы своим коллегам. Значительная часть (80%) опрошенных  декларировали намерение после семинара внести в свою работу изменения, так как ожидают, что это повысит ее эффективность. Респондентами предполагается, что изменения в работе будут касаться вопросов «технологии и управления» и могут быть произведены в следующих направлениях: проведение стратегической дискуссии по оценке социального воздействия;  помощь/стимул внедрения системы мониторинга и оценки (например, при разработке мониторинга представления государственных/ муниципальных субсидий на предмет решения социальных задач); отбор подходящих инструментов; изменение /коррекция подходов на этапах  планирования и отчетности (увидеть результаты не только НКО, но и грантодателя).

Из откликов участников семинара:

в смысле познавательном можно семинар оценить как предварительное знакомство с практическим инструментом.. Вопросы impact могут интересовать успешных и  профессиональных  НКО;

обсуждение прошло достаточно интересно.

формат ведения семинара позволил ставить важные вопросы и проблемы и конструктивно высказываться участникам.

По ссылке вы найдете: практическое руководство по оценке на английском языке (2013 г.), презентации спикеров семинара, электронные версии раздаточных материалов и, конечно, подборку интересных фотографий с этого мероприятия!

 

Следует отметить, что именно представленное на семинаре руководство стало основой официально утвержденного Европейским союзом Стандарта измерения социального воздействия в июне 2014 года,  подготовленного в рамках инициативы, направленной на развитие социального предпринимательства в Европе. Одна из целей инициативы —  расширение доступа социальных предприятий к источникам финансирования. Стандарт же задает квалификационный критерий для определения того, может ли предприятие претендовать на финансовую поддержку ЕC, а также помогает при сборе информации о социальном предприятии, при подготовке отчетности.

Одна из важных особенностей Руководства —  внимание, которое уделяется пониманию того, что именно следует понимать под социальным воздействием (impact) в отличие от непосредственных результатов/inputs (все, что непосредственно произведено в ходе реализации запланированной работы) и социальных результатов/outcomes (изменения, которые произошли вследствие деятельности). Социальное воздействие  – более широкие и долгосрочные социальные изменения, которые вместе с тем требуют учесть («вычесть») возможные посторонние влияния на эти достижения. Руководство очерчивает, что именно требуется для того, чтобы корректно измерять воздействие. В числе вычитаемых факторов: что произошло бы в любом случае; действия других организаций; насколько вероятно снижение достигнутого результата с течением времени, какова устойчивость результатов;  степень простого перемещения изначальной проблемы или степень замещения полученными результатами других потенциальных   позитивных результатов; непреднамеренные следствия (отрицательные или положительные).

Еще одна отличительная черта Руководства состоит в том, что оно предназначено для двух групп адресатов: организаций инвесторов и для организаций, получающих внешнее финансирование на реализацию социальных программ. Так, инвестору предлагаются практические рекомендации и советы, как участвовать в достижении социального воздействия; как интегрировать его измерение в инвестиционный процесс; социальному предприятию — как измерять и управлять социальным воздействием, достигаемому благодаря внешнему финансированию.

Стандарт представляет собой практический инструмент, который позволяет определить социальные цели для двух групп организаций, порядок их достижения, результаты и показатели, которые необходимо измерить. Все это представлено в виде 5 логически взаимосвязанных и согласованных шагов (постановка задач, анализ стейкхолдеров, измерение результатов, проверка и определение ценности, мониторинг и отчетность) — достаточно гибких, чтобы адаптировать их к потребностям различных социальных предприятий, некоммерческих организаций.

В появлении Стандарта заинтересованы не только европейские чиновники, но и участники рынка социального инвестирования, венчурные филантропы. Приятно осознавать, что такие инициативы появляются и в России.

Метки: , , ,