В августе в рамках клуба фандрайзеров по нашей инициативе прошло мероприятие «Взаимосвязь оценки и фандрайзинга», в котором приняли участие более 20-ти представителей НКО.
I. Вопросы, обсуждаемые в ходе дискуссии:
1)Какие результаты больше всего мотивируют доноров?
Участники дискуссии отметили, что разных доноров мотивируют разные результаты и это зависит от многих факторов. Есть доноры, довольствующиеся красивыми и убедительными историями. Есть доноры, особенно те, которые причисляют себя к т.н. «социальным инвесторам», которые предъявляют высокие требования к результативности социальных инвестиций. У многих таких доноров есть потребность в точных показателях оценки социального воздействия, и некоммерческие организации должны на это реагировать.
В то же время у некоммерческих организаций зачастую отсутствует понимание, что именно считать результатом своей деятельности. Организации, считают, что они не могут оценить свою эффективность, поскольку отсутствуют бенчмарки, на которые необходимо ориентироваться при оценке. Конечно, это представляет определенную проблему, которая требует решения. Однако НКО, в отсутствии внешних данных, вполне может руководствоваться внутренними бенчмарками.
2)Есть ли взаимосвязь между тем, как организации представляют результаты, и уровнем поддержки со стороны доноров?
Спикеры, представляющие некоммерческие организации г.Москвы, отметили, что у корпоративных доноров существует запрос, насколько «устойчива будет инвестиция», сколько времени будет работать организация, и есть ли у нее другие источники финансирования. «Для повышения доверия со стороны донора необходимо работать по правилам бизнеса» — такое мнение высказывали некоторые участники встречи. Например, некоторые социальные инвесторы при оценке эффективности реализации проекта используют модель SROI (Social Return of investment). Соответственно, при реализации социального проекта и составлении отчетности перед таким донором, необходимо использовать эту модель оценки.
Полярную точку зрения высказали несколько спикеров из региональных организаций – доноры не требуют никаких показателей, кроме отчета о затраченных средствах. В этой связи НКО иногда выступают в качестве менторов, воспитывают бизнес, заставляя задуматься об эффективности социальных инвестиций.
Вдохновляющим кейсом поделилась модератор мероприятия — Анастасия Ложкина, представившая кейс БФ «Арифметика Добра» о связи результатов внешней оценки и фандрайзингом.
3)Есть ли понимание, какие доноры какие результаты предпочитают?
Спикеры некоммерческих организаций г.Москвы отметили, что у крупных доноров чаще возникает запрос на эффективную благотворительность. Доноры хотят знать, что конкретно получают благополучатели, есть ли положительная динамика в решении конкретной социальной проблемы. Например, Фонд «Нужна помощь» осуществляет подготовку фандрайзеров для других благотворительных фондов. Фандрайзеры, изучив современные технологии, начинают работать более эффективно после обучения, что позитивно влияет на эффективность работы этих организаций.
С понятием эффективности инвестиций неразрывно связано понятие социального эффекта. При реализации проекта необходимо понять, какие показатели используются для оценки социального эффекта, и сможет ли организация отчитаться по данным показателям. Многие социальные проекты реализуются на долгосрочной основе, в этой связи при оценке результатов возникает понятие отсроченного эффекта, за который организация не может отчитаться.
4)Какие доказательства представляют фандрайзеры для доказательства результативности деятельности своих организаций?
Ответ на этот вопрос сильно связан с предыдущими. Если донор не выдвигает особых требований к уровню строгости предъявляемых доказательств или если донора, интересует, в основном, только целевое использование средств, то организации и представляют соответствующие доказательства. При составлении предложения или отчета донору фандрайзеры обычно предоставляют количественные показатели деятельности организации. В основном, это данные финансовых операций в системе бухгалтерского учета. Некоторые участники отметили, что партнеры часто говорят об одном формате взаимодействия, а потом меняют условия сотрудничества, что затрудняет оценку результативности. В рамках обсуждения этого вопроса, поднимался очень важный тезис о том, что доноры иногда хотят получить подтверждение производимого социального эффекта. Здесь важно подчеркнуть, что в сообществе нет единого понимания того, что есть социальный эффект и что, прежде всего, надо договариваться с донором о понятиях. Далее, так же принципиально важно согласиться с тем фактом, что проекты НКО далеко не всегда нацелены на достижение социальных эффектов и что далеко не всегда в принципе НКО могут и должны его оценивать.
5) Как внутри организации выстроены процессы сбора данных?
Участники встречи отметили, что в организациях возникают трудности со сбором показателей оценки эффективности социальных проектов, нет единого хранилища этих данных. Бывают случаи, когда руководитель, фандрайзер или программный директор используют разные показатели отчетности донорам, что негативно влияет на отношения с донором и уровень доверия к организации.
6)Какое влияние оказывают рейтинги и рэнкинги на взаимоотношения организации и донора?
В прениях по вопросу использования рейтингов и рэнкингов участники затруднились назвать конкретные примеры, когда организация использовала данные рейтингов при обращении к донору. В то же время упоминание организации в подобном рейтинге может поддержать доверие донора к организации. Например, Фонд президентских грантов проводит публичную оценку социальных проектов – получателей грантов, что повышает доверие к организациям-грантополучателям, признанным победителями конкурса.
2. Ключевые выводы
1) Разные доноры – разные требования к отчетности о результатах: от фотографий или историй до показателей, которые иногда не релевантны для реализуемого проекта или которые очень сложно собирать (нет времени, денег, компетенций и пр).
Участники дискуссии отметили, что у корпоративных доноров существует запрос, насколько устойчива будет инвестиция, сколько времени будет работать организация, и есть ли у нее другие источники финансирования. Для повышения доверия со стороны донора из бизнес-среды необходимо работать по правилам бизнеса, т.е. при реализации социального проекта и предоставлении отчетности донору ориентироваться на определенные KPI.
2) Особая сложность – представление социального эффекта донору.
У большинства участников отсутствует понимание, нужно ли представлять донору социальный эффект проекта, и какие показатели при этом использовать.
3) Чтобы доказательно отчитываться о результатах, в организациях должна развиваться культура оценки и должны выстраиваться зрелые процессы сбора и анализа необходимых данных. Пока что — это серьезная точка роста для большинства НКО. Доноры , как правило, не финансируют эти процессы.
4) Появившиеся в последнее время разнообразные рейтинги, ренкинги, конкурсы и реестры лучших практик пока не оказывают серьезного влияния на уровень фандрайзинга.
В целом, участники дискуссии – представители некоммерческих организаций — понимают необходимость представления донорам оценки результатов деятельности своих организаций, в том числе для повышения эффективности фандрайзинга, но не обладают необходимыми ресурсами для проведения полноценной оценки результатов своей деятельности.
Мероприятие проводится в рамках проекта «Стандарт 2.0: комплексная поддержка СО НКО на пути повышения доказательности практик в сфере детства«, реализуемого «АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Тимченко.