Про ценность многообразия

В силу специфики деятельности E&P — передача лучшего международного опыта для развития социальных инноваций в России — мне приходится очень, очень много просматривать и более внимательным образом знакомиться с соответствующими зарубежными новациями. Довольно много пишется про развитие цифровых стратегий, решающее значение социальной составляющей для повышения конкурентоспособности бизнеса , межсекторное партнерство, социальные инвестиции, осознанность (mindfullness). Отголоски этих трендов присутствуют в большей или меньшей степени и в России. На днях мне на глаза попалось статья «Becoming a More Diverse Nonprofit: Make Your Values Tangible» (дословно «Стань более многообразной организацией — сделай свои ценности более видимыми»), опубликованная нашим давним партнером некоммерческой компанией Bridgespan. В статье,помимо прочего, приводились ссылки на исследования, доказывающие, что именно практики компаний в области многообразия ( diversity) являются драйвером для разного рода инноваций. С подходами в области обеспечения многообразия хорошо знакомы HR-специалисты. Отчетность по поло-возрастному, этническому составу персонала и органов управления давно уже стала обычной практикой, даже в России. Хотя сказать, что во многих российских компаниях разрабатываются специальные стратегии в области соответствия принципам многообразия вряд ли можно утверждать, по-крайне мере, это не обсуждается в публичном пространстве. В соответствии с c исследованием, многогобразие проявляется в 2-х типах: т.н. «природное» ( пол, возврат, этническая и религиозная принадлежность, физические особенности) и «приобретенное» (образование, опыт, и пр). Так вот, в компаниях, где практикуют такой 2-х уровневый подход при операционализации принципов многообразия, наблюдается более значительный рост объемов рынка или более частый выход на новые рынки.
Что в некоммерческом секторе? За рубежом многообразие часто является важной ценностью НКО. В России, в прошлом году, Форум Доноров представлял первые результаты исследования о том, что наши фонды и НКО выделяют в качестве своих ценностей. Российские фонды поставили на первое место информационную открытость и добросовестность. В число других ценностей, наиболее часто упоминаемых фондами, вошли профессионализм, инвестиции в будущее, законопослушность, командная работа, эффективность использования средств, доверие, подотчетность и результативность. Как видите ни о каком многообразии, инклюзивности речи не идет. Зато, если вы спросите у наших НКО или Фондов, считают ли они свою деятельность инновационной, большинство ответит утвердительно. Вот такие наблюдения. И еще из собственного опыта. Я взаимодействую с довольно многими организациями, и там, где есть и реализована на практике ценность многообразия (любого типа), организация добивается значительного успеха. Там же, где все одинаковы, как правило — застой. Мне здесь вспоминается еще одна статья из HBR, в которой утверждалосьь, что если в венчуре или старт-апе члены управляющего органа связаны дружескими узами, такой бизнес скорее обречен на неудачу, чем тот, где ценят и реализуют многообразие. Конечно, чтобы ценность многообразия осознавалось и принималась как важная нужны и внешние мотивирующие условия. В режиме, когда на первое место выходит необходимость выживания, безопасности, «защиты своих границ», об инклюзии и принятии говорить сложно, равно как и о настоящих инновациях.

Метки: