Относится ли установленное законом требование о соотношении АХР расходов к вопросу эффективности НКО?

P_ENTWICKLUNG_tr

(1) В целом, и это наша принципиальная позиция, – данный показатель не может служить реальным отображением эффективности НКО. Этот показатель, и то лишь в некоторых случаях, может говорить о том, насколько экономно расходуются средства донора на конкретный проект. Экономичность и эффективность разные понятия. Подробнее смотрите в нашей презентации «Об измерении социальных и благотворительных программ» (слайд 7). Хотя данный показатель вполне может быть встроен в линейку других показателей и, в общем ряду, представлять более целостную картину, свидетельствующую об эффективности.

(2) Хотим также подчеркнуть, что обозначенное выше требование распространяется не на все НКО, а только на благотворительные организации. Да, Законом 135-ФЗ установлено , что благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20-ти процентов расходов за год, но не определен порядок отнесения расходов к расходам административно-управленческого характера. При этом, в законе указано, что «если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели. Соответственно, здесь заложена определенная гибкость относительно того, что считать программными, а что считать административными расходами. Это должно быть отражено в управленческой политике НКО. Между прочим, зарубежное законодательство намного более четко и жестко регулирует порядок отнесения расходов.

(3) Наши зарубежные коллеги, особенно в США, в последнее время предпринимают целенаправленные партнерские усилия для того, чтобы вести разъяснительную работу относительно «вреда» концентрации внимания исключительно на показателе АХР. И многое им удалось сделать. В частности, крупнейшее рейтинговое некоммерческое агентство в США Charity Navigator, долгое время рейтинговавшее НКО исключительно по соотношению АХР к программам, пересмотрело свою методологию и дополнило ее показателями прозрачности и отчетности по социальным результатам (подробнее в нашей презентации «Третье измерение разумной благотворительности» по материалам Charity navigator); была сформирована специальная программа: Инициатива «Обет прозрачности» (Overhead Pledge), направленная на создание условий для открытого диалога с донорами, и формирование объективного представления о практике и потребностях НКО (Дайджест E&P №53, 2014).

(4) К сожалению, в российской практике подобный дискурс практически не ведется и никаких данных по этой теме нет. Смотрите наш пост на Facebook.

Полезные ссылки:
Результаты исследования «Как НКО должны распоряжаться благотворительными финансами»;
Результаты исследования о связи между размером накладных расходов и эффективностью НКО;
Рекомендации для доноров и для НКО в отношении накладных расходов;
Инициатива Американского правительства в отношении накладных расходов НКО;
Тематическая подборка статей дайджеста E&P на тему «Финансы для НКО»

Метки: , , , ,