23 августа 2022 диалог представителей НКО, работающих с семьями и детьми, был посвящен новой для российского некоммерческого сектора теме: опыт развития фандрайзинга силами родителей. Организатором онлайн-встречи выступила АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ».
Фандрайзинг — это привлечение денег и других ресурсов на социальные проекты, в благотворительные и некоммерческие организации, что представляет собой целую систему отношений, полноценное партнерство, где и тот, кто жертвует, и тот, кому жертвуют, движутся к общей цели. В нашей стране есть организации, которые смогли успешно развить фандрайзинговую активность и могут делиться опытом с коллегами по некоммерческому сектору. Однако, пока немногие вовлекают в работу своих благополучателей, хотя в таком партнерстве заложен большой потенциал, в том числе для укрепления и развития самой НКО.
Проект «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ», реализуемый АНО «Эволюция и Филантропия», направлен на НКО, работающие с замещающими семьями, а также с семьями, воспитывающими особых детей. Среди задач проекта – дать знания о фандрайзинге, чтобы организации научились вовлекать родителей в активности по сбору средств, к посильному участию в проектах, создавать и поддерживать сообщества родителей. Участниками серии коуч-встреч из пяти обучающих онлайн-модулей стали 30 представителей НКО и родителей, с которыми работают эти организации, и теперь они получают индивидуальную поддержку и консультации экспертов в области фандрайзинга, возможность обмениваться опытом с коллегами.
Во встрече приняли участие 47 представителей различных НКО из 18 регионов РФ.
Онлайн-встреча 23 августа подвела итоги обучения и первого этапа проекта, а также помогла лучше понять, с какими сложностями в развитии фандрайзинга и родительских сообществ сталкиваются организации, оценить наработанные практики.
«Проект уникальный с точки зрения фокусировки на родительских сообществах и вовлечении родителей в фандрайзинг, — отметила Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия». – Участники коуч-сессий хотели больше практики и релевантных кейсов, но опыт и практика в новом направлении только нарабатывается, поэтому мы пока сделали основной упор на знания, наработку методической базы. Тем более, что уровень знания и понимания фандрайзинга у наших организаций очень разный, и определенное выравнивание команд по уровню компетенций для нас – задача на будущее».
Открыли встречу организации – участники серии коуч-встреч. Они поделились первыми результатами применения на практике полученных знаний и разработанных проектов. В частности, Хабаровская краевая общественная организация замещающих семей «Чужих детей не бывает» давно развивает волонтерский фандрайзинг, но о возможности вовлечения в него благополучателей до проекта не задумывалась. Ольга Лим рассказала, что после коуч-встреч организация начала обучать и привлекать в качестве координаторов фандрайзинговых акций родителей – одна мама прошла обучение, попрактиковалась в сборе средств, и сейчас передает опыт другим мамам. Трудностью стала необходимость найти правильные слова, чтобы объяснить донорам, почему приёмным родителям нужна помощь – ведь они получают деньги от государства. Потребовался пересмотр подхода к организации сбора средств: теперь акцент будут делать на истории конкретного ребёнка, его проблемах и решениях.
Благотворительный фонд «Берегиня» помогает детям Перми и Пермского края с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями и участвовал в проекте командой из специалистов и родителей. Елена Бояршинова отметила, что первый опыт применения полученных на коуч-встречах знаний вселил в команду оптимизм, но одновременно выявил некоторые сложности. Например, родители детей, которые завершили лечение, охотнее отзываются на предложение участвовать в сборах и акциях, т.к. понимают, зачем это нужно. Родители детей, которые еще проходят лечение, менее активны.
Елена Белова, представляющая АНО «Семья детям» из Екатеринбурга, отметила, что после обучения в проекте организация планирует пересматривать подходы к взаимодействию со слушателями Школы приёмных родителей. Например, есть необходимость по-новому посмотреть на продукты для благополучателей, иначе строить взаимодействие и информирование родителей.
Анна Ковалева из Ставропольской городской общественной организации инвалидов «Вольница» призналась, что участие в проекте стало для них шоком, потому что представление о фандрайзинге было совершенно не таким, какой он есть на самом деле. Сейчас в организации идет проработка новых подходов, в том числе к взаимодействию с благополучателями, ведению соцсетей, формируют ядро родительского сообщества – «Вольница» движется небольшими шагами, но надеется, что со временем все у них получится.
Почему же многим некоммерческим организациям так сложно даже представить своих благополучателей в роли фандрайзеров, доноров, помощников? Ответ дали представители фандрайзинговых фондов со стажем: потому что в благополучателях с первой встречи нужно видеть партнеров, самостоятельных ответственных людей.
В своем выступлении Айгуль Гареева, основатель Фонда «Мархамат» (входит в топ-20 региональных фондов России, бюджет 2021 г. – 30 млн руб.), а теперь – заместитель министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Фонд, прежде всего, видит в родителях и благополучателях не просителей, а партнеров и строит с ними именно партнерские отношения: «Очень важно, что родители не выступают в роли просящих. Фонд не должен быть копилкой, куда приходят получать блага и плюшки. Мы постоянно предлагаем разные варианты участия, и родители делают все, что могут сделать: участвуют в разработке плана продвижения акции, передают информацию и ссылку на онлайн-платформу, где идёт сбор средств, пишут посты в своих соцсетях, подключают к помощи своих коллег или используют различные возможности на своей работе». В практике «Мархамат» есть примеры, когда мама сама стала «благобегуном» и на платформе «Сделай!» собирала средства для помощи своему малышу. Айгуль Гареева признаёт, что такой подход может отталкивать некоторых благополучателей. Но те, кто остаются, делают организацию более ресурсной и способной эффективно работать (презентация).
Похожих принципов придерживаются и в Фонде помощи недоношенным детям и их семьям «Провидение», который работает в основном за счет фандрайзинга. Координатор фонда Виктория Рыжкова привела несколько примеров, как пришедшие за помощью родители сами стали активными членами команды: координируют родительские чаты и акции по сбору средств, сами создают группы и сообщества помощи родителям, работают pro-bono или в штате фонда. Однако, вовлечение родителей всегда строится на принципах этичности и деликатности, добровольности, открытости. Главные помощники – родители-амбассадоры, но и опытному фонду часто бывает сложно объяснить родителям – зачем нужна информационная поддержка сбора средств, поскольку в их представлении в организациях деньги есть всегда. Тем не менее, родительский фандрайзинг помогает фонду ежемесячно собирать до 300 тыс. руб. (презентация).
Подвела итоги встречи и первого этапа проекта Ирина Меньшенина, основатель Charity Solutions Consulting, фандрайзер-практик, консультант, тренер, Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров. Она отметила, что сейчас в мире около трети организаций развивают родительский фандрайзинг, а также как ведущая коуч-сессий и эксперт обратила внимание на несколько наиболее важных моментов. Близость благополучателей к организации – это и плюс и минус для родительского фандрайзинга. Преимущество в том, что они хорошо понимают проблему и пути ее решения, минус – позиция просителя помощи, которую задают сами НКО. Важно менять эту позицию и видеть уже на входе в благополучателе партнера, а не иждивенца.
Ирина Меньшенина отметила важность постепенного вовлечения родителей в сбор средств: лучше начинать не с денег, а более «безопасных» совместных активностей. Примером могут быть акция «Варенье Challenge» Детского фонда им. Алёны Петровой, изготовление новогодних игрушек и их продажа на благотворительных аукционах, как в Фонде «Мархамат» и др. Важно сначала сделать людей своими союзниками и волонтерами – журналистом, фотографом, координатором, донором. «Покажите людям вовлечение в жизнь НКО как многогранник возможностей, и среди прочих возможностей – фандрайзинг», — подчеркнула Ирина. Наряду с этим нужно расположить людей к себе через открытость и прозрачность всей деятельности, предоставление полной информации в рассылках, через возможность прийти к фандрайзингу постепенно, в своё время.
В завершение встречи Ирина Меньшенина пригласила НКО на обучающий курс проекта «Спорт в помощь» по волонтерскому фандрайзингу, который начнется 10 октября 2022 г.
Запись онлайн-встречи «Фандрайзинг с участием родителей» целиком можно посмотреть на YouTube канале АНО «Эволюция и Филантропия».
Проект «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Фотография предоставлена Санкт-петербургским общественным благотворительным фондом Родительский мост.