Истории в работе НКО: инструкция по применению

24 октября в Центре Благосфера (Москва) прошел медиаклуб «АСИ – Благосфера», тема клуба —  «Для чего НКО сторителлинг?». Истории из жизни подопечных, рассказы сотрудников и волонтеров и даже воспоминания о вещах из прошлого: на новой встрече медиаклуба «АСИ – Благосфера» специалисты НКО из разных регионов России рассказали, как используют сторителлинг в своей работе. В мероприятии участвовало 19 человек.

Фандрайзинг и коммуникация со сторонниками

АНО «Человек напротив» из Челябинска помогает тяжелобольным и пожилым людям. Организация оказывает подопечным социально-реабилитационную помощь, реализует оздоровительные и просветительские проекты, сотрудничает с социальными учреждениями.

В соцстеях организация публикует истории людей, которые обращаются к ней за помощью. Как отмечает Дарья Сидорова, PR-специалист АНО «Человек напротив», главная задача таких историй – показать, что меняется в жизни людей после обращения в организацию.

«С точки зрения фандрайзинга можно сказать, что наши доноры меняют эмоции на деньги: люди, которые отправляют средства на благотворительность, хотят видеть положительный результат своих вложений», – говорит Дарья Сидорова.

В историях подопечных есть тяжелые моменты. Их не убирают. Главное – показать, что при правильной поддержке можно справиться со многими проблемами.

По словам Дарья Сидоровой, у организации нет проблем со сбором историй: подопечные готовы много о себе рассказывать. Главное, чтобы на встречу поехал специалист по коммуникациям: социальные работники, как правило, ограничиваются формальными данными.

«Сторителлинг позволяет нам транслировать нашу философию: человек в любой жизненной ситуации остается человеком», – говорит Сидорова.

Разрушение стереотипов

Социальная служба «Оптима» из Саяногорска (Республика Хакасия) оказывает своим подопечным социальные услуги на дому. Соцработники помогают людям с инвалидностью, пожилым и семьям с детьми.

Две недели назад «Оптима» сняла короткий ролик о Елене Машуковой. Она работает в социальной службе более пяти лет. Видео не только о ее работе, но и об отдыхе: в свободное время Машукова играет в спектаклях в местном сельском клубе.

Как отмечает Марина Баклажанская, директор службы, задача таких историй – разрушить стереотипы о скучной жизни социальных работников.

«В наших историях мы стараемся показать, как проходит жизнь социальных работников, какие встречи для них проходят, как они проводят свое свободное время», – говорит Баклажанская.

По словам директора службы, отзывы на такие истории бывают разные. Например, под постом о будущем социальных работников разгорелась дискуссия: люди спорили, действительно ли это интересная работа или профессия без будущего.

Как отмечает Баклажанская, благодаря публикации историй обсуждение в соцсетях стало живее и появились новые подписчики.

Формирование доверия

Благотворительный фонд «Доброе дело» из Ростова-на-Дону работает с кризисными семьями, детьми-отказниками и семьями беженцев.

Фонд публикует истории своих сотрудников, чтобы показать, какие люди работают в благотворительности. В феврале организация опубликовала интервью с Александром Титковым, специалистом профилактики социального сиротства.

Он рассказал, как пришел работать в фонд, чем занимается на работе, как к выбору профессии отнеслись его друзья.

«На прошлой неделе к нам пришел потенциальный донор. Он уже знал про фонд, и ему было важно посмотреть людям в глаза. И при общении с ним тоже пригодились истории о работе нашей команды. Некоторые происходили прямо на его глазах: он видел, как семьи приходили на прием, мог последить за работой специалистов. Это лучший вариант показать донору или партнеру, что делает организация», – говорит Екатерина Ксёнз, менеджер проектов фонда.

Кроме того, истории помогают команде отрефлексировать рабочие моменты, понять, что случилось и почему, и как справляться с похожими ситуациями в будущем.

Образование и планирование

Ресурсный центр «Вера. Надежда. Любовь» работает в Москве. Он помогает людям с ментальными нарушениями. В 2022 году центр открыл Музей живых бытовых историй: в экспозицию вошли вещи прошлого века, вышедшие из обихода.

Главная задача музея – через истории вещей рассказывать о быте и адаптировать людей с нарушениями развития к обычной жизни.

«Год назад мы начали сотрудничать с «Московским долголетием», и к нам стали чаще приходить пожилые люди. Получился интересный эффект: люди старшего поколения застали эти предметы, и они рассказывали нашим подопечным свои истории: как ходили за молоком, пользовались патефонами», – говорит Елизавета Романова, директор центра.

Еще одно направление, в котором организация использует истории, – это планирование своей работы. Специалисты общаются с семьями подопечных, спрашивают, что поменялось в их жизни после того, как молодые люди пришли заниматься в центр. Потом анализируют эти истории и планируют будущие проекты. В этом случае истории – инструмент оценки.

«В будущем мы хотим уже оцененные и проанализированные истории родителей обсуждать с нашими молодыми взрослыми», – говорит Романова.

Живой пример для подопечных

РООИ «Творческое партнерство» с 2004 года поддерживает детей в больницах и проводит для них терапию творчеством.

«Спустя пять-шесть лет с момента начала нашей работы мы поняли: важно, чтобы дети, которые справились с заболеванием и выздоровели, рассказали другим о своем опыте, объясняли, что им помогло. Потому что очень важно мотивировать ребенка жить», – говорит Ирина Гордеева, президент РООИ «Творческое партнерство».

Тогда организация обратилась к бывшим пациентам с просьбой рассказать свою историю лечения и выздоровления. Истории не записывали: рассказчики сами приходили в палаты и знакомились с детьми в больнице.

Поскольку организация занимается творческой терапией, сторителлинг решили использовать и в этой сфере. Так появился «Рассказ кисточки»: арт-терапевт берет интервью у детей во время занятий, используя кисточку вместо микрофона, и снимает небольшие ролики. Дети рассказывают, почему они рисуют и как им это помогает.

Сохранение памяти

Центр «Экология культуры» из Карелии создает новое креативное пространство. Он возвращает неработающий цех бывшей слюдяной фабрики в культурный ландшафт города.

Прежде чем создавать концепцию пространства, центр обратился к людям, которые раньше работали на фабрике, и стал собирать их истории.

«Они рассказывали про спорт и самодеятельность в свободное время, как водили детей в детский сад, ездили на турбазу. Мы хотели показать: это не просто промышленное здание, а место с историей», – говорит Евгения Казакова, директор центра.

Слюдяная фабрика была крупным предприятием, и истории, связанные с этим местом, есть у многих местных жителей. Команда центра сняла небольшой ролик, в котором приняли участие бывшие сотрудницы и другие жители Петрозаводска.

«Мы узнали очень много об этом месте, и для нас это было ценно не только в эмоциональном плане, но и в плане подготовки к созданию нового креативного пространства», – отмечает Казакова.

Экспертами медиаклуба «Для чего НКО сторителлинг?» стали участники стажировки, которую организует Агентство социальной информации в ходе проекта «НКО-профи: информация, знания, практики» при поддержке Фонда президентских грантов. Эта встреча медиаклуба организована совместно с АНО «Эволюция и филантропия», как часть проекта «Больше историй», поддержанного Фондом президентских грантов.

Медиаклуб проходил в формате открытой записи подкаста «Как это делается»: готовый выпуск выйдет в соцсетях Центра «Благосфера».

Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

Запись подкаста «Для чего НКО сторителлинг?» доступна по ссылке

Оригинал статьи опубликован на сайте Агенства социальной информации.

Метки: