22 ноября участники проекта «Больше историй» прошли двухчасовой тренинг по сбору историй родителей. Всего в тренинге приняли участие 23 специалиста сферы детства из 9 НКО.
В теоретической части тренинга Екатерина Богомолова, социолог, приглашенный эксперт АНО «Эволюция и Филантропия», рассказала о ключевых моментах подготовки к проведению сторителлинг-интервью (презентация):
- Что такое сторителлинг-интервью (нарративное интервью).
- Ситуация интервью: что важно учитывать при проведении сторителлинг-интервью.
- Этапы проведения сторителлинг-интервью: 1 этап. Свободный нарративный рассказ – собственно, история. Примеры вопросов гайда; 2 этап. Нарративное расспрашивание, уточняющие вопросы, интерпретации. Примеры вопросов гайда.
- Роль уточняющих вопросов.
Далее участники работали в малых группах, где обсуждали гайды интервью с родителями других команд. В завершающей части тренинга участники обменялись комментариями и рекомендациями.
Вопросы, которые задавали участники тренинга:
- Сколько времени нужно выделить на интервью?
- Как гарантировать анонимность рассказчика и обеспечивать его безопасность?
- Как подчеркнуть, что нет правильных или неправильных ответов, и все ответы важны?
- Как задавать вопросы, чтобы рассказчик подробно рассказал о своем опыте и решении принять участие в программе?
- Как слушать историю и формировать вопросы для более глубокого понимания?
- Как переходить к рефлексии и обсуждению ожиданий, достижений и трудностей рассказчика?
Было озвучено несколько рекомендаций, например:
- расспросить рассказчика о том, как он описывает свой опыт в программе и с какой перспективы, чтобы понять, какие эмоции он испытывает во время рассказа;
- предложить рассказчику оглянуться на свой опыт в программе и выяснить, чему он научился или что почерпнул из него;
- спросить рассказчика о том, как он относится к целям и результатам программы;
- уточнить, были ли у него трудности во время участия в программе и как рассказчик справился с ними.
Далее участники работали в малых группах, где обсуждали гайды интервью с родителями других команд. В завершающей части тренинга участники обменялись комментариями и рекомендациями.
15 участников тренинга ответили на анкету обратной связи:
- На вопрос «Был ли полезен тренинг?» 53% ответили, что тренинг скорее был им полезен, 34% сообщили, что тренинг точно был полезен, 13% ответили, что тренинг скорее не был им полезен. 1 участник дал критическую обратную связь по поводу недостаточной четкости формулировки задания для практической работы.
- На вопрос «Будете ли вы дорабатывать инструментарий сбора данных?» 47% сообщили, что точно будут, 40% — что скорее будут, 13% затруднились ответить.
- На вопрос «Готовы ли вы проводить пилотные интервью?» 47% ответили, что точно готовы, 40% — что скорее готовы, 13% затруднились с ответом.
Респонденты оставили вопросы, на которые им хотелось бы получить ответ после тренинга: какова специфика вопросов для наставников? Что точно не стоит спрашивать? Что делать, когда родитель молодого взрослого с ОВЗ все время рядом с ним, переводчик его ответов? Какие есть методы тонкого возвращения рассказчика к основной теме, когда человек отклоняется на другие вопросы (это может произойти с несколькими участниками), чтобы это превращалось в бесконечное?
Запись теоретической части тренинга доступна по ссылке.
Тренинг был организован в рамках проекта «Больше историй«, который АНО «Эволюция и Филантропия» реализует при поддержке Фонда президентских грантов.