22 ноября участники проекта «Больше историй» прошли тренинг по сбору историй родителей

22 ноября участники проекта «Больше историй» прошли двухчасовой тренинг по сбору историй родителей. Всего в тренинге приняли участие 23 специалиста сферы детства из 9 НКО.

В теоретической части тренинга Екатерина Богомолова, социолог, приглашенный эксперт АНО «Эволюция и Филантропия», рассказала о ключевых моментах подготовки к проведению сторителлинг-интервью (презентация):

  • Что такое сторителлинг-интервью (нарративное интервью).
  • Ситуация интервью: что важно учитывать при проведении сторителлинг-интервью.
  • Этапы проведения сторителлинг-интервью: 1 этап. Свободный нарративный рассказ – собственно, история. Примеры вопросов гайда; 2 этап. Нарративное расспрашивание, уточняющие вопросы, интерпретации. Примеры вопросов гайда.
  • Роль уточняющих вопросов.

Далее участники работали в малых группах, где обсуждали гайды интервью с родителями других команд. В завершающей части тренинга участники обменялись комментариями и рекомендациями.

Вопросы, которые задавали участники тренинга:

  • Сколько времени нужно выделить на интервью?
  • Как гарантировать анонимность рассказчика и обеспечивать его безопасность?
  • Как подчеркнуть, что нет правильных или неправильных ответов, и все ответы важны?
  • Как задавать вопросы, чтобы рассказчик подробно рассказал о своем опыте и решении принять участие в программе?
  • Как слушать историю и формировать вопросы для более глубокого понимания?
  • Как переходить к рефлексии и обсуждению ожиданий, достижений и трудностей рассказчика?

Было озвучено несколько рекомендаций, например:

  • расспросить рассказчика о том, как он описывает свой опыт в программе и с какой перспективы, чтобы понять, какие эмоции он испытывает во время рассказа;
  • предложить рассказчику оглянуться на свой опыт в программе и выяснить, чему он научился или что почерпнул из него;
  • спросить рассказчика о том, как он относится к целям и результатам программы;
  • уточнить, были ли у него трудности во время участия в программе и как рассказчик справился с ними.

Далее участники работали в малых группах, где обсуждали гайды интервью с родителями других команд. В завершающей части тренинга участники обменялись комментариями и рекомендациями.

15 участников тренинга ответили на анкету обратной связи:

  • На вопрос «Был ли полезен тренинг?» 53% ответили, что тренинг скорее был им полезен, 34% сообщили, что тренинг точно был полезен, 13% ответили, что тренинг скорее не был им полезен. 1 участник дал критическую обратную связь по поводу недостаточной четкости формулировки задания для практической работы.
  • На вопрос «Будете ли вы дорабатывать инструментарий сбора данных?» 47% сообщили, что точно будут, 40% — что скорее будут, 13% затруднились ответить.
  • На вопрос «Готовы ли вы проводить пилотные интервью?» 47% ответили, что точно готовы, 40% — что скорее готовы, 13% затруднились с ответом.

Респонденты оставили вопросы, на которые им хотелось бы получить ответ после тренинга: какова специфика вопросов для наставников? Что точно не стоит спрашивать? Что делать, когда родитель молодого взрослого с ОВЗ все время рядом с ним, переводчик его ответов? Какие есть методы тонкого возвращения рассказчика к основной теме, когда человек отклоняется на другие вопросы (это может произойти с несколькими участниками), чтобы это превращалось в бесконечное?

Запись теоретической части тренинга доступна по ссылке.

Тренинг был организован в рамках проекта «Больше историй«, который АНО «Эволюция и Филантропия» реализует при поддержке Фонда президентских грантов.

Метки: ,