В рамках XVI Апрельской конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ была проведена секция «Местное самоуправление и гражданская самоорганизация», организованная Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора. Заседание открыл руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джона Хопкинса (США), научный руководитель Международной лаборатории исследований некоммерческого сектора Л. Саламон с почетным докладом, посвященным меняющимся инструментам государственного управления в сфере реализации социальной политики.За последние несколько десятилетий в мире наблюдалось значительное расширение арсенала инструментов государственного регулирования и реализации государственной политики. Если ранее государство напрямую предоставляло финансирование и оказывало услуги, то сейчас появилось множество новых или получивших широкое распространение инструментов: кредиты, гарантии по кредитам, налоговые расходы, социальное регулирование, экономическое регулирование, страховки, ваучеры, гранты, контракты и многое другое.
Более того, многие из этих новых инструментов объединяет общая черта: они являются непрямыми, т.е. опираются на множество «третьих лиц», стоящих между государством и получателями государственных услуг. К ним можно отнести университеты, промышленные компании, организации гражданского общества, частные больницы, детские сады, дома престарелых и многое другое. Лестер Саламон, ссылаясь на собственную книгу The Tools of Government («Инструменты правительства»), изданную в Оксфордском университете, представил доказательства появления формы непрямого государственного управления и проанализировал возможные последствия для государственных программ и подготовки государственных служащих и их партнеров.
В частности, г-н Саламон обозначил переход от концепции Принципал-Агент к Сетевой концепции, меняющуюся парадигму «Частное-Общественное». Примечательно, утверждает Лестер, что ранее некоммерческий сектор и правительство держали определенную дистанцию относительно друг друга, сейчас же на лицо обоюдное сближение и даже некоторая взаимозависимость. На смену контролирующим и командным коммуникациям приходят переговоры и убеждения. Все это приводит к возникновению целого ряда вызовов в области управления, подотчетности и легитимности. Нужно сформировать новые навыки и компетенции как для НКО так и для государственных служащих. НКО должны остерегаться ухода в сервильность и уклонения от миссии, забюрокрачивания. Государство должно осознать и признать множественность функций некоммерческого сектора. Это не только предоставление услуг, но и адвокация, формирование сообществ и другие. К сожалению, существующая во всем мире политико-экономическая нестабильность препятствует более быстрому принятию и внедрению этой новой парадигмы управления.
Работу секции продолжил Круглый стол «Готова ли Россия к новой эре межсекторного партнерства между государством и некоммерческим сектором?», в рамках которого обсуждалась предложенная Лестером Саламоном концепция «нового государственного управления», а также перспективы развития государственной поддержки НКО в России, современные инструменты этой поддержки в российских регионах и т.д. Довольно много обсуждалась проблематика понятий, определений, глоссария, оценки эффективности программ гос.поддержки СО НКО, необходимости составления единого реестра НКО. Интересны были доклады международных спикеров С. Наленч (Польская Академия наук), У. Папе (Университет Неймегена, НИУ ВШЭ о развитии межсекторного партнерства в Восточной Европе. Большинство тезисов очень созвучны с ключевыми темами и предложениями E&P: создание новых инструментов для более эффективного межсекторного партнерства, вовлечение НКО в формирование и дизайн социальной повестки, формирование общего глоссария, решение вопросов атрибуции и цепочки показателей социальных результатов, работа с открытыми данными для обмена знаниями.