Индийская благотворительность: всё ли как в России?

indian-auto-jugaadПоводом к комментарию послужили недавние заметки А.Сучилина в журнале «Филантроп» Картины индийской благотворительности. В них автор делает вывод в том числе о том, что «Всё как в России». Однако это вызвало некоторые сомнения, а потому решено было взглянуть и на другие источники. Куда бежать? Конечно, Дайджест E&P – в помощь))

«Индия» упоминается в более чем десятке статей Дайджеста, в первую очередь привлекли внимание следующие существенные отличия состояния дел в благотворительности Индии и России:

1. Индия – одна из тех редких стран, где КСО внедряется в обязательном порядке, «принудительно». Да, такая идеология близка и России, но далее разговоров об обязательстве предоставления нефинансовой отчетности компаниями с госучастием дело не пошло. А вот в Индии, согласно Закону о компаниях, все компании и действующие в стране зарубежные корпорации обязаны ежегодно расходовать на программы КСО не менее 2% от объёма чистой прибыли, формировать комитеты по делам КСО, утверждать соответствующие внутренние политики, отчитываться о ходе выполнения и результатах социально значимых инициатив…

Да, бюджеты КСО разрешается тратить не на все, что угодно, а только на ряд статей (подробнее см. http://ep-digest.ru/?p=44). Однако это можно расценить и как плюс – национальная стратегия, фокусировка на наиболее значимых для Индии вопросах и прочие преимущества.

Конечно, индийцы тоже ребята не промах и найдут лазейки, как выдать корпоративные тренинги за «расширение образовательных возможностей», а выполнение экологических требований – за «содействие экологической устойчивости», но тем не менее.

Про последствия нововведения особо не знаю (беру себе на заметку:-), так как последние публикации Дайджеста об Индии датируются 2015 годом, но тем не менее, по экспертным оценкам, благодаря данному закону Индия рассчитывает на выделение бизнесом до 2-3 млрд в год на решение общественно полезных задач.

2. Высокий уровень владения английским языком в Индии по вполне понятным историческим причинам, а потому – высокая доля индийцев, получивших обучение за рубежом, более простой «трансфер технологий» и социальных инноваций…Активная поддержка диаспоры – еще одно отличие Индии от России…

3. Активная внешняя помощь. Да, в Индии также введены ограничения на участие иностранного капитала в финансировании НКО. Так, с 2005 г. Индия стала принимать поддержку только от стран Европы и «Большой восьмёрки» (G8). А после протестов 2012 г. начались ограничения деятельности ряда НКО  – однако это не универсальный закон (фу, все иностранцы – плохие), а введение запретов на получение иностранной помощи (читай – лишение привилегии) тем НКО, у которых есть финансовые нарушения (понятно, только у ряда правозащитных…).

В любом случае, в сочетании с фактором №2 в Индии широко развивается инфраструктура некоммерческого сектора – системы консалтинговых услуг, порталы GiveIndia, GuideStarIndia и пр. (подробнее см. http://ep-digest.ru/?p=3418).

4. Широкие инвестиционные возможности, пресловутый доступ к ресурсам социальных предприятий и НКО. В Индии достаточно распространено инвестирование, направленное на социальные преобразования (преобразующие инвестиции, impact investment). Так, за последнее десятилетие доля таких инвестиций составила более 2 млрд долларов. В первую очередь, речь идет о крупных международных инвесторах, таких как фонд развития Aavishkaar и венчурный фонд Acumen (США). В общей сложности в Индии действует около 50 таких фондов социальных инвестиций, включая расширение линейки традиционных фондов (подробнее — http://ep-digest.ru/?p=1926). Среди благоприятных факторов для развития социального инвестирования в Индии – уже упомянутые местное законодательство и английский язык; а также высокая плотность и низкий уровень жизни населения, что делает «выгодным» социальный возврат на инвестиции. Сильно упрощая, вложившись в социальный проект в Индии, можно за условные 100 у.е. добиться позитивных изменений у 150 индийцев, но только у 15 европейцев…

5. Партнерство и инновации. Факторы 2+3+4 дают колоссальный эффект для продвижения социальных инноваций. Именно опыт Индии назван в числе Топ-10 глобальных социальных инноваций в 2014 году. И вновь речь идет об инновационных финансовых механизмах и партнерстве в социальной сфере – Клубах доноров Dasra Giving Circles.

В чем суть? Некоммерческая организация Dasra организует партнерские членские клубы 10 доноров, которые направляют свои финансы (каждый вносит около $25 тыс. в течение трех лет) на решение одной определенной социальной проблемы. Dasra со своей стороны обеспечивает аналитическую поддержку – проводит исследования (как именно эффективно решить ту или иную социальную проблему), куда именно стоит направить средства (мэппинг проблем, регионов и пр.), проводит оценку и подбор самых эффективных НКО в этой сфере (какую именно и какие программы стоит поддержать), оценивает прогресс в достижении поставленных целей и пр. Важно, что доноры в этом смысле не просто «кошельки», они активно вовлечены в разработку программы, осуществляют профессиональную поддержку участников, привлекают иные ресурсы (в том числе международные и государственные!) и пр.

Конечно, немного это напоминает английские клубы джентльменов, но это и чисто азиатский феномен, «круговая порука», микрофинансирование в духе Ашоки, выделяемое на несколько человек сразу и пр.

Среди других направлений работы Dasra – сопровождение и обучение индийских НКО осознать суть проблемы и помочь ее решить (мыслить и действовать стратегически); инкубатор, взращивающий НКО, действительно меняющих мир… В 2011 году деятельность самой Dasra была высоко оценена со стороны Omidyar Networks (фонд социальных инвестиций, организованный основателем eBay), выделившей $2 млн исключительно на развитие оргпотенциала НКО…

А если вспомнить фактор №1, то вновь синергия – упоминавшийся Закон о 2% на КСО подразумевает в том числе создание компаниями трастовых фондов и иных видов объединённых ресурсных пулов для совместного решения социальных проблем.

Метки: , , ,