По просьбе Комитета общественных связей.
Направление Конкурса субсидий КОС – «Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций» является, на мой взгляд, одним из наиболее важным и одновременно самым сложным направлением грантовой поддержки. Попробую пояснить свою мысль. Инфраструктура некоммерческого сектора – это по сути его «тыловая система», которую необходимо поддерживать в актуальном состоянии, cоответствующем всевозрастающей сложности социальных преобразований. Мы все с вами ощущаем, насколько социально значимая деятельность становится востребованней, разнообразнее, повторюсь опять, сложнее. Изменения, наблюдаемые в экономике, социальной жизни, в сфере технологий, происходят настолько стремительно, что подавляющее большинство НКО, cконцентрированные в основном на 2-х параллельных задачах – реализации программной деятельности и бесконечном поиске финансирование , просто не успевают подтягивать свой организационный потенциал для повышения собственной эффективности. Как результат – потенциал гражданского общества, некоммерческого сектора остается не раскрытым. Для этого и нужна инфраструктура, специализированные ресурсные центры, разнообразные инициативы и отдельные проекты по наращиванию ресурсного потенциала НКО. Инфраструктурные организации должны быть на переднем крае инноваций для укрепления авторитета и усиления влияния НКО-сектора на процессы общественного развития.
Однако доноры ( при чем это не только в России, во всем мире) не спешат поддерживать инфраструктуру. Тому есть ряд причин. Основная ,на мой взгляд, — cложность оценки полезной отдачи от вложений в такие инфраструктурные проекты. Доноры не всегда видят связь между организационным развитием НКО и результатами общественно значимых программ.
Тем ценнее, что Комитет общественных связей выделяет отдельное направление поддержки инфраструктуры. Это свидетельствует о реальной заинтересованности Комитета в развитии некоммерческого сектора как равноправного профессионального партнера.
Поэтому очень хочется видеть заявки от сильных, профессиональных НКО, доказавших себе и другим, cвою эффективность. В первую очередь, это те НКО, для которых поддержка других организаций – это миссия или хотя бы выделенное стратегическое направление c уже проявленными результатами. Также — это устойчивые, скорее всего, давно существующие НКО, обладающие уникальными ( ну или не очень) описанными, доказавшими ( через оценку) свою эффективность социальными технологиями, которые можно и важно масштабировать. Только не забудьте о сложности оценки инфраструктурых проектов и уделите особое место в ваших заявках демонстрации того, как будет имеряться успех вашего проекта! Количество обученных специалистов или проведенных мероприятий или выпущенных книг – это не есть показатель социальной отдачи. Внедрение новаций в практику конкретных организаций, изменение поведения людей или структур – вот некоторые примеры социальных результатов. Конечно, в рамках годовых проектов бывает сложно отследить социальные изменения. И вообще инвестиции в инфраструктуру – это долгосрочные инвестции. Поэтому нужно демонстрировать устойчивость проекта и как он будет развиваться после окончания субсидии.
И еще в заключении. Для того, чтобы быть примером для других, инфраструктурные организации должны и сами адаптироваться к новым меняющимся условиям. Требуется очень хорошо знать «поляну», основных игроков, пробовать выстраивать «цепочку ценностных предложений» совместно с другими партнерами для обеспечения устойчивости и эффективности. Надо более активно применять информационные технологии и искать новые , возможно, нестандартные подходы.
От нашей с вами продуманной креативности и профессионализма во-многом зависит жизнеспособность и эффективность некоммерческого сектора, который, я уверена, так важен для москвичей»