Итоги встречи «База знаний по МиО работы социальных приютов и кризисных центров»

27 января состоялась онлайн встреча тематической группы «Социальные приюты и кризисные центры для матерей с детьми» — «База знаний по МиО работы социальных приютов и кризисных центров».

Общее количество участников — 37 человек, из них представители 16-ти регионов РФ.

Встреча проводилась в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.

Модератором встречи выступила Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и филантропия».

В первой части Ольга Евдокимова представила обзор всего, что было сделано в рамках встреч тематической группы в 2021 г. (презентация).

Затем состоялись анкетирование и дискуссия с обсуждением результатов работы группы с точки зрения ее участников, а также барьеров на пути к обращению за поддержкой и ресурсами сообщества между встречами.

Среди результатов участия в тематической группе участники назвали вхождение в реестр практик с доказанной эффективностью; победу в конкурсе Президентских грантов (за счет грамотно прописанных социальных результатов, показателей и способов их измерения).

Некоторые отмечают, что в работу «пришла система»: знания о МиО внедряются в практику и распространяются внутри организации. Сложилось понимание важности МиО, которое воплощается в конкретных идеях («Должен быть человек, который отвечает за сбор данных – и это не руководитель организации») и управленческих решениях: так БФ «Родительский мост» включил в новый проект сразу двух методистов: ответственного за развитие и описание практики и ответственного за сбор и анализ данных. Еще один инсайт: понимание, что система МиО не статична, она требует изменений, поэтому требуется постоянное «методическое развитие» как организации в целом, так и компетенций сотрудников.

Ряд участников рассматривают группу как возможность получить знания и навыки: обсуждение реальных кейсов в сфере МиО дополняет учебу на онлайн курсе «Оценка проектов и программ в сфере детства». Использование новых IT-инструментов для фасилитации дискуссий группы для одной из участниц стало личным «IT-прорывом».

Участники группы также отметили, что за последний год у крупных фондов стало развиваться понимание того, что необходимо развивать МиО в организациях-грантополучателях, появились новые возможности для этого.

Основные барьеры, мешающие обращаться к ресурсам сообщества, – это сомнения в пригодности чужого опыта для своей организации («нет типовых решений») и коммуникативные барьеры. Участникам не всегда понятно, кому лучше написать с какими вопросами; некоторых останавливает отсутствие личного знакомства. Внутренние факторы, мешающие организациям обращаться к коллегам: нет внутреннего ресурса на развитие, много текущей работы, некоторые опасения излишней открытости.

Несмотря на выделенные барьеры, участники обращаются к ресурсам сообщества и помимо встреч тематической группы, например, знакомятся с кейсами коллег в сервисе ПИОН. Многие горизонтальные связи возникают, но остаются незаметными (обращение к материалам сайта, стажировки). У БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» был опыт обращения к профессиональному сообществу за экспертизой теории изменений практики «Профилактика отказов от новорожденных»: они получили много важной информации и повысили уровень доказанности практики.

Для преодоления барьеров участники предложили:

  • Использовать возможности очных мероприятий для знакомства участников группы.
  • Создать две разных группы в Whatsapp или Telegram:
    • Группу для неформального общения, куда можно будет обращаться с конкретными вопросами (как удобный способ обратиться за поддержкой сообщества).
  • Группу без функции комментариев, куда выкладываются новости, дайджесты, полезные материалы.
  • Назначить регулярные дни и «приемные часы» (например, каждый первый понедельник месяца), в которые опытные участники группы «дежурят» и проводят супервизии или консультации по запросам.
  • Необходим диалог с научным сообществом, но пока «мы друг друга не понимаем».

Новые запросы, с которыми участники хотят работать в 2022 г.:

  • Доработка теории изменений.
  • Работа с инструментарием: получить больше новых инструментов или, наоборот, оптимизировать существующий пакет инструментария. Интересуют инструменты для оценки детско-родительских отношений и материнской мотивации; для сбора обратной связи на выходе из кризисных центров.
  • Анализ данных: принципы и инструменты анализа.
  • Как управленец может эффективно организовать систему МиО, чтобы избежать ошибок. С чего начать новичкам, каковы «точки опоры».
  • Оценочные исследования практик помощь семьям (профилактики социального сиротства), которые тесно связаны с социальными приютами и кризисными центрами. Например, провести анализ, чтобы понять почему семьи попадают в приюты и возможна ли ранняя профилактика, чтобы этого не происходило.
  • Включение детей в оценку и мониторинг

В анкетировании участвовали 25 специалистов; из них 56% — сотрудники НКО, 36% — сотрудники государственных учреждений и еще 8% — из иных организаций; 24% — руководители, 8% — программные менеджеры, 64% — специалисты. Во встречах тематической группы в 2021 г. 36% из них участвовали более 3 раз, 28% — 1 или 2 раза, 36% затруднились уточнить.

72% респондентов оценили содержание встреч тематической группы как совпадающее с ожидаемым, а 20% даже «несколько лучше ожидаемого»; в одном случае респондент предложил вариант «иногда совпадало» и еще в одном отметил, что далеко не все было понятно.


Рис 1. Ответы на вопрос «В какой мере встречи тематической группы соответствовали Вашим ожиданиям»

Новизну полученной информации 20% оценили на 5 баллов (как абсолютно новую), 52% — на 4 балла, 24% — на 3 балла и 4% — на 2 балла. Пользу полученной информации 44% оценили на 5 баллов (как максимально полезную), 52% на 4 балла и 4% — на 2 балла.

Рис 2. Ответы на вопрос «В какой мере полученная информация была для Вас новой?
Рис 3. Ответы на вопрос «В какой мере полученная информация была для Вас полезной?»

Респонденты оценили влияние участия в тематической группе на решение актуальных задач развития систем мониторинга и оценки в своей организации: 24% — на 5 баллов (максимально сильное влияние), 48% — на 4 балла, 20% — на 3 балла, 4% — на 2 и на 1 балл.

Рис 4. Ответы на вопрос «В какой мере участие в тематической группе повлияло на решение актуальных задач развития систем мониторинга и оценки в Вашей организации?»

Ответы на вопрос «Насколько вероятно, что Вы порекомендуете участие в работе тематической площадки своим коллегам?» распределились следующим образом: 56% оценили вероятность на 10 баллов, 16% — на 9 баллов, 20% — на 8 баллов и 8% — на 7 баллов. 76% участников планируют продолжить участие в работе группы в 2022 г., еще 24% пока не уверены.

Рис 5. Ответы на вопрос «Насколько вероятно, что Вы порекомендуете участие в работе тематической площадки своим коллегам?»

В целом, работа тематической группы представляется важной и полезной для развития организаций, но, возможно, непростой и требующей ресурсов.

Во второй части семинара был представлен опыт организаций по разработке и использованию инструментов сбора данных.

Марина Левина, президент БФ «Родительский мост» (Санкт-Петербург) рассказала об опыте разработки инструмента для наблюдения за детско-родительским взаимодействием в рамках сопровождения в процессе индивидуальной поддержки в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков» (презентация).

Уже существующие отечественные и зарубежные инструменты для оценки детско-родительского взаимодействия не удовлетворяли всем требованиям: понятности для сотрудников без психологического образования и самих женщин; простоты в использовании; учетом не только психологических характеристик взаимодействия, но и качества ухода в повседневных бытовых ситуациях. Также важно было согласовать инструмент с регламентирующим документом «Принципы организации работы «Центра временного проживания для женщин с малолетними детьми “Дом надежды” и “Дома для мам”». Этот документ был разработан с участием всех сотрудников и описывает «хорошее взаимодействие», к которому надо стремиться.

На встрече Марина Левина продемонстрировала видео с записью кормления ребенка в «Доме для мам», и участники попробовали применить критерии оценки к том, что увидели. Сейчас ведется апробация инструмента, которая включает в себя ответы на вопросы:

  • Видят ли женщины связь между содержанием опросника и их родительской компетентностью? Видят ли сотрудники центра связь между содержанием опросника и их работой по развитию родительских компетенций?
  • Меняются ли оценки по мере проживания женщины в центре? Насколько отличаются оценки у разных женщин?
  • Согласуются ли изменения оценок на основе наблюдения с экспертной оценкой психолога / с самооценкой женщин?
  • Как считать значения показателя «Доля женщин, улучшивших качество взаимодействия и отношений со своими детьми», для которого разработан инструмент? Прирост на сколько баллов и за какой период считать «улучшением»?

Татьяна Арчакова,привлеченный методист БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», рассказала о применении интервью для сбора обратной связи о достигнутых социальных результатах в проекте «Выездной семейный лагерь» программы «Профилактика социального сиротства». На основе краткого интервью были внесены изменения в программу второй смены лагеря (презентация).

Результаты интервью с родителями легли в основу Дерева результатов «Семейного лагеря». Это помогло описать практику для трансляции коллегам, а также сформулировать аргументы для потенциальных доноров о том, что лагерь – это «катализатор изменений» в детско-родительских отношениях, а не просто вариант пассивного отдыха для благополучателей.

Видео встречи доступно по ссылке.

Метки: , , , ,