Итоги четвёртого группового обсуждения слушателей онлайн курса «Оценка программ и проектов в сфере детства»

30 июня прошло групповое обсуждение слушателей пилотной группы онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства». На встрече присутствовало 18 слушателей курса.

В начале встречи Наталья Кошелева (преподаватель и автор раздела «Внешняя оценка») проанализировала выполнение домашнего задания участников по составлению технического задания для проведения внешней оценки.

  1. Наталья отметила, что все слушатели, выполнившие задание, корректно использовали чек-лист по составлению ТЗ.
  2. Также преподаватель акцентировала внимание на том, что самая распространенная ошибка при составлении ТЗ – это достаточно подробное включение в него методологии оценки. Методологические аспекты можно отметить в ТЗ, но они должны быть в общем виде. Поскольку задача специалиста по оценке – найти возможные методы и инструменты сбора информации и ответить на вопросы заказчика. Но часто бывает так, что методология уже сложилась (например, если организация изначально самостоятельно планировала оценку), то потом от нее очень сложно отказаться. При этом может быть так, что специалист предложит более оптимальный способ решить поставленные задачи, либо изначально обозначенная организацией методология вовсе окажется неподходящей для того, что ответить на оценочные вопросы.  Поэтому лучше потратить время и проработать саму постановку задачи для специалиста по оценке, а потом обсудить предлагаемую специалистом методологию.
  3. Также на групповом обсуждении была затронута тема подбора внешнего специалиста по оценке. Как отметили многие, выбор специалиста – это основополагающий шаг, и в этом плане имеет значение как личность специалиста, так и его компетенции. Наталья порекомендовала приглашать нескольких специалистов, чтобы выбрать того, с кем комфортнее работать, получая вначале небольшие консультации (часто они бывают бесплатные и ни к чему не обязывают организацию). Специалисты по оценке заинтересованы в формировании квалифицированного клиента. Наталья также упомянула о ежегодной конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) – участвуя в таких мероприятиях, можно находить там специалистов для сотрудничества и в том числе развивать свои компетенции в области оценки.«Если вы проводите внешнюю оценку первый раз, надо иметь ввиду, что со специалистом нужно будет очень много общаться и взаимодействовать. Мы первые полгода разговаривали, наверное, на еженедельно основе. Важно сойтись во взгляде на то, что вы делаете».
  4. Планирование оценки. Могут быть ситуации, когда внешняя оценка должна быть проведена в достаточно короткие сроки. Например, такая ситуация может быть, если оценка заложена по окончанию грантового проекта. В этой ситуации нужно планировать заранее, и по возможности, пригласить специалиста по оценке в начале реализации проекта, чтобы он посмотрел в целом на вашу систему мониторинга и используемые инструменты. И в случае необходимости, вы сможете внести коррективы для того, чтобы вы собрать данные, которые буду релеванты.

Вторую часть группового обсуждения провела Ольга Евдокимова. Одним из дискуссионных вопросов стало обсуждение необходимости составления технического задания для проведения внутренней оценки (когда организация проводит оценку своими силами, без привлечения внешнего специалиста). Слушатели курса сошлись во мнении, что техническое задание нужно делать и в этом случае, но оно может быть разной степени детализации: «В идеале бы хорошо прописать ТЗ. Важны цели, оценочные вопросы».

Также Ольга разобрала вопросы по остальным разделам модуля, обратила внимание слушателей на дополнительные материалы по внешней оценке и ТЗ. Были даны комментарии по решениям тестов в модуле «Развитие культуры и практики оценки в организациях», в частности – тестов по разделу «Оценка социально-экономической эффективности проекта» (поскольку именно в данном разделе наблюдался небольшой процент правильных ответов среди участников), очерчена общая логика способов решения тестов.

В конце встречи был анонсирован Круглый стол по итогам курса (2 июля). Слушателей ожидает работа в фокус-группах, общее обсуждение и представление итогов пилотирования онлайн-курса, а также представление планов внедрения полученных знаний и навыков в работу организаций от некоторых участников.

Онлайн курс «Оценка программ и проектов в сфере детства» подготовлен в рамках проектов АНО «Эволюция и Филантропия» «Виртуальный ресурсный центр по оценке эффективности для организаций сферы детства»который реализуется на средства гранта Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы  и «Онлайн-курс по оценке проектов и программ в сфере детства», который реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Стратегическую поддержку проектов осуществляет также Фонд Тимченко.

Метки: , , , , ,