Состоялось первое групповое обсуждение 2-го потока слушателей онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства»

14 июля прошло первое групповое обсуждение слушателей второй группы онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства».

В мероприятии приняли участие 12 человек. Обсуждение проводила Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия» и преподаватель курса.

На встрече разбирались содержательные вопросы по модулю «Введение в оценку эффективности социальной сферы» — разбор домашних заданий и тестов (удачные примеры, типичные ошибки), вопросы от участников.

Обсуждаемые вопросы:

  • различие понятий мониторинга и оценки, и в том числе вопросов, на которые можно получить ответы в ходе мониторинга или оценки. Важно подчеркнуть, что именно вопросы имеют ключевое значение. Этому было посвящено одно из домашних заданий модуля. На групповой консультации были разобраны примеры таких вопросов;
  • формулирование определений «эффективность» и «социальный эффект» практики (программы). Большинство слушателей, выполнивших домашнее задание по этому разделу, не включило в определение эффективности соотношение результатов и ресурсов. А именно включение «ресурсной части» способствует разграничению понятий, иначе может возникнуть путаница между социальным эффектом и эффективностью.

Участники также задавали уточняющие вопросы, например, является ли эффективность маркером процесса, а социальный эффект – маркером результата? Эффективность может касаться и процесса (например, когда мы оцениваем производительность — соотношение объема ресурсов и непосредственных результатов), но также понятие эффективности может рассматриваться и относительно социальных изменений.

Понятие социального эффекта будет подробно разбираться в следующем модуле, но на данном этапе внимание участников курса было обращено на то, что понятие «социального эффекта» может рассматриваться широко – как влияние социальных преобразований на общество, или в более узком смысле – как долгосрочные устойчивые изменения в целевой группе, произошедшие за счет деятельности.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что могут быть различные подходы к формулированию эффективности и социального эффекта. Важно быть гибкими, принимая во внимание различие этих подходов, и в случае отдельной практики (программы) четко сформулировать свои понятия. 

Затем участники выполнили небольшое задание в подгруппах – на примере нескольких домашних заданий (без указания авторства), слушатели практиковались и оценивали корректность формулировок вышеобозначенных понятий. В ходе групповой работы также возникли идеи о разделении понятий «эффективность» и «социальная эффективность», что еще раз демонстрирует неоднозначность определений и различие в подходах.

В завершении группового обсуждения были отмечены важные организационные аспекты, такие как: заполнение анкет обратной связи, проверка домашних заданий в рамках расписания, важность заполнения плана рефлексии и внедрения на протяжении всего курса; обозначены планы по изучению материалов курса на текущую неделю – модуль «Планирование результатов и показателей – 1».  Большая просьба ко всем участникам курса – максимально соблюдать расписание!

Анкеты обратной связи по модулю «Введение в оценку эффективности социальной сферы» заполнили 6 участников. Основное содержательное предложение касалось добавления большего количества примеров социальных эффектов.

«Материал полностью применим в работе нашего фонда, и, надеюсь, в не очень далеком будущем мы придем к этому. На данный момент мы активно включаемся в оценку проектов, которые реализуются командой фонда. Но есть направления оценки эффективности программы, которые в меньшей степени оцениваются. В первую очередь, это оценка затраты — эффективность и результативность программы».

«Очень полезно. Это тот самый момент, когда ты еще раз пересматриваешь подход к своей работе и выделяешь слабые места, которые требуют дополнительной работы».

Онлайн курс «Оценка программ и проектов в сфере детства» подготовлен в рамках проектов АНО «Эволюция и Филантропия» «Виртуальный ресурсный центр по оценке эффективности для организаций сферы детства»который реализуется на средства гранта Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы  и «Онлайн-курс по оценке проектов и программ в сфере детства», который реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Стратегическую поддержку проектов осуществляет также Фонд Тимченко.

Метки: , , , , ,