Результаты входного анкетирования участников онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства»

В рамках проекта «Онлайн-курс по оценке проектов и программ в сфере детства» среди потенциальных слушателей курса проведен опрос, целью которого стало выявление потребностей участников.

Всего в анкетировании приняло участие более 60 человек – руководители и специалисты организаций сферы детства.

Анкетирование проводилось перед началом обучения и в его задачи входило сбор информации о том: 1) есть ли в целом запрос у потенциальных участников обучения на развитие и внедрение системы мониторинга и оценки в своих организациях; 2) какие именно задачи в области МиО специалистам приходится решать в своей профессиональной деятельности; 3) какие из этих задач являются наиболее сложными, проблемными и как именно прохождение курса может помочь в их решении.

Результаты анкетирования говорят о том, что среди потенциальных участников обучения есть запрос на то, чтобы развивать собственные компетенции в области мониторинга и оценки социальных проектов, расширять арсенал используемых методов и подходов к оценке результативности практик, внедрять и развивать практику мониторинга и оценки на системном уровне через качественное планирование этих процессов, систематического сбора обратной связи, грамотного подхода к измерению долгосрочных социальных изменений в благополучателях. Также выявлены потребности участников в подготовке к проведению внешней (независимой) и социально-экономической оценки проектов.

Анализ анкет слушателей двух потоков онлайн-курса позволяет сделать выводы о том, что самые часто встречаемые задачи организаций в области развития и внедрения системы мониторинга и оценки, часть из которых являются особо сложными для реализации, лежат в плоскости следующих тем (темы отражены в порядке ранжирования по частоте упоминания в ответах участников):

  1. Актуальность выстраивания и развития системы мониторинга и оценки в целом, в т.ч. планирование, формулирование целей и задач. В эту категорию ответов входили также упоминания о необходимости внедрения системного подхода к оценке результативности, повышения зрелости процессов оценки в организациях, развития доказательной базы практики;
  2. Методология измерения результативности практик сферы детства. В эту тема входят такие запросы как: корректное определение методологии сбора данных, подбор инструментов, задачи, связанные с определением выборки для сбора данных и пр.;
  3. Обобщение и анализ собираемых данных. Очень сложная тема как в освоении, так и в реализации на практике, о чем свидетельствуют и результаты анкетирования, и последующие отзывы участников курса. Но при этом существует большой запрос со стороны организаций с точки зрения развития компетенций в области анализа собираемых данных, поскольку от анализа данных зависит корректность представления результатов практики, развитие доказательной базы;
  4. Планирование и выбор релевантных показателей;
  5. Сбор данных. В ответы включены проблемы, задачи организаций, связанные с «правильным», системный сбором данных. Как правило, это тесно пересекается с темой методологии измерения результативности, и в частности, с вопросом корректного формирования выборки, но не всегда. Поэтому данная категория задач выделена в отдельную группу. Например, одной из проблем в процессе сбора данных была отмечена труднодоступность благополучателей;
  6. Планирование социальных результатов, определение результатов разных уровней. К этой категории относятся задачи, связанные с выбор результатов разных уровней, в том числе определение долгосрочных результатов (социальных эффектов) программ;
  7. Техническое задание на внешнюю оценку;
  8. Социально-экономическая эффективность программ.

Онлайн курс «Оценка программ и проектов в сфере детства» подготовлен в рамках проектов АНО «Эволюция и Филантропия» «Виртуальный ресурсный центр по оценке эффективности для организаций сферы детства«, который реализуется на средства гранта Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы  и «Онлайн-курс по оценке проектов и программ в сфере детства«, который реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Стратегическую поддержку проектов осуществляет также Фонд Тимченко.

Метки: , , , , ,