Итоги онлайн-встречи «Социализация подростков / выпускников учреждений для детей-сирот»: учимся доказательности на практике

6 октября 2021 года состоялась онлайн-встреча тематической группы  «Мониторинг и оценка практик работы по социальной адаптации (социализации) подростков и выпускников сиротских учреждений».

Во встрече участвовало 38 специалистов из 15 регионов Российской Федерации, представляющие государственные и некоммерческие организации, работающие с детьми и молодыми людьми с опытом сиротства. 70% участников ранее были участниками встреч тематической группы.

В первой части встречи Ирина Бобылева, куратор группы, эксперт БФ «Расправь крылья!», представила результаты работы по построению Теории изменений для практик социализации и адаптации подростков и молодых взрослых,  участников онлайн-курса «Оценка программ в сфере детства».  

А выпускники курса рассказали о том, как обучение и участие в верификации практики повлияло на изменение систем мониторинга и оценки их практик: разработаны деревья результатов и логические модели, сделаны шаги для включения воспитанников и выпускников в процесс разработки дизайна исследования и сбора данных. Подробнее в презентации.

Во второй части встречи Марина Ушакова, директор Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Акварель» города Челябинска представила практику «Взлет» и элементы ее системы мониторинга и оценки. Практика направлена на подготовку воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Активности практики направлены на две целевые группы: предвыпускники (за 2-1 года до выхода из детского дома) и выпускники. Презентация М. Ушаковой доступна по ссылке.

При помощи интерактивной доски Jamboard участники встречи:  практиковались выстраивать цепочку социальных результатов и связей между ними, а также подбирать показатели к социальным результатам представленной практики «Взлет».  

В ходе групповой работы участники встречи пришли к заключениям:

  • выстраивая дерево результатов важно: не расширять, «выдерживать» границы практики, проверять связи на необходимость и достаточность;
  • при подборе показателей к социальным результатам важно держать в фокусе динамику самостоятельности выпускника, которую можно увидеть в уменьшении помощи со стороны специалистов, а также в усложнении решаемых выпускником задач;
  • предпочтителен выбор методики «360» , которая включает в источники данных все окружение выпускника: специалистов (длительно сопровождающих и оказывающих кратковременные услуги), его самого и других выпускников;
  • выбирать оценочные инструменты, уменьшающие субъективное влияние специалиста, а также привлекать к оценке самих воспитанников и выпускников.

В третьей части встречи Галина Семья, сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей, международный эксперт представила основные тренды в изучении благополучия, примеры международных моделей исследования благополучия, методику оценки субъективного благополучия воспитанников детского дома.

Основные тезисы выступления:

  1. В настоящее время при изучении благополучия происходит переход от удовлетворения базовых нужд к обеспечению качества жизни, от негативной направленности к позитивной, от обеспечения счастливого будущего к благополучию в настоящем. Концепция благополучия шире защиты прав.
  2. Субъективное благополучие воспитанников организаций для детей-сирот – это удовлетворенность ребенка (подростка) системой своих  отношений:
  3. к себе – считает себя привлекательным внешне и по характеру, считает, что другие его положительно оценивают; положительно оценивает свои умения и навыки, образовательные достижения;
  4. к другим – имеет взрослых, с которыми можно построить доверительные отношения в самой организации, и вне ее; имеет удовлетворяющие его отношения с детьми (сверстниками) в организации и вне ее;
  5. со средой – живет в условиях физической и психологической  безопасности, имеет возможность вести такую же жизнь, как и другие дети («нормализация жизни»), его мнение учитывается при решении вопросов, связанных с его жизнью, будущим и т.д., знает свои права и умеет ими пользоваться;
  6. к своему хронотопу (истории жизни).
  7. Модель, ставшая основой для разработки опросников (в соответствии с возрастными группами: «дошкольники», дети с 7 до 12 лет, старшие подростки) включает 11 содержательных блоков: «Удовлетворенность своими умениями и навыками, общей эффективностью», «Личностный потенциал». «Общее самочувствие», «Поддерживающая сеть», «Безопасность», «Права», «Учет мнения ребенка», «Самочувствие ребенка в организации», «Нормализация жизни», «Будущее». «Социально – демографический».

Подробнее в презентации.

Мы хотим сделать работу группы максимально полезной для ее участников и просим ответить на небольшую анкету.

Мероприятие проводится в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.

Благодарим всех спикеров и участников!

Видео-запись семинара доступна по ссылке.

Метки: , , , , ,